Три пути Кремля. Избиратели недовольны, но перемен не хотят
В ряде регионов выборы губернаторов вышли из под контроля. Власть может сделать вид, что ничего не произошло и продолжать работать как прежде, либо сделать политическую систему более гибкой и конкурентной, либо «зажать» процессы, сделав выбор окончательно неконкурентными. Какой путь изберет Кремль?
О том, что в России буквально два месяца назад проходил чемпионат мира по футболу, никто уже не вспоминает. Страна вернулась в привычное русло, и поводов для гордости и радости стало меньше, а головной боли для руководства — больше. Пиар-пузырь сдулся быстро: ни во внешней, ни во внутренней политике ощутимых дивидендов от мундиаля не последовало. А теперь неприятности одна за другой — убийство главы ДНР Александра Захарченко на Донбассе, автокефалия православной церкви на Украине, сбитый самолет в Сирии, очередные санкции за отравление Скрипалей, и как завершение — неудачная для «партии власти» региональная кампания.
Второй тур выборов оказался не менее интересным, чем первый. Ни один из поддержанных Кремлем кандидатов не победил, более того, двое проиграли с разгромным результатом, третий сам снялся, не имея никаких шансов. Выиграли же два кандидата, которые и в самых смелых мечтах не видели себя главами регионов и не готовились к этому, будучи, в общем-то, маргиналами. Параллели между Владимиром и Хабаровском весьма любопытны. Оба победителя — одного года рождения — 1970, также как и оба проигравших — 1954. И Сергей Фургал, и Владимир Сипягин уже участвовали в 2013 году в губернаторских выборах в качестве статистов.
Начнем с Хабаровска. Власть получила звонкую пощечину — сколько она не вкладывала в Дальний Восток, но жители Приморского и Хабаровского краев этого не ценили. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество или иные громкие проекты никак не повлияли на мнение и самоощущение избирателей — они считают, что живут плохо, и переубедить их в этом невозможно. Площадь Хабаровского края больше территории Франции в 1,5 раза, там расположены огромные минеральные ресурсы, есть крупный авиазавод, важное стратегическое положение и граница с Китаем. Теперь этим активом будет управлять случайный человек, готовившийся властью как технический кандидат, спарринг-партнер для действующего губернатора.
У Сергея Фургала за плечами 11 лет депутатства в Госдуме — присутствует определенный опыт вращения в высших сферах. У Сипягина во Владимирской области нет и этого, бизнес его еще меньше, а политический опыт сводится к депутатству в заксобрании, пусть и в роли председателя аграрного комитета. А ведь его область — одна из крупнейших в Центральном федеральном округе по экономическому потенциалу. Она превосходит и Курскую, и Калужскую, и Костромскую, и Рязанскую, и Тверскую области по размерам ВРП, это регион с высоким уровнем урбанизации, к тому же близкий к Москве.