Льготный банкет. За смягчение пенсионной реформы придется платить регионам
Педалируя в масштабах всей страны меры по повышению жизненного уровня и обеспечению социальных гарантий «предпенсионеров», Кремль рискует жестко столкнуть пожилых россиян с реальностью, так как падение их жизненных стандартов при выходе на пенсию окажется более серьезным, чем это происходит сегодня
Несмотря на многообразие экономических и политических событий, тема повышения пенсионного возраста доминирует в российских новостях. Давно ожидавшееся публикой обращение Владимира Путина в конце августа не содержало новаций: «коррекция» повышения пенсионного возраста для женщин ничего не меняет, так как планы на ближайшее десятилетие, в течение которого и произойдет переход от 55/60 к 60/65, остаются прежними. То есть повышение возраста выхода на пенсию женщин с 60 до 63 лет все равно относилось бы к 2029-2034 годам, которые сегодня выглядят невообразимо далекими.
Неожиданным стало не изменение возрастного порога, а скорее, инициатива сохранить предназначенные пенсионерам льготы для лиц старше соответственно 55 и 60 лет, «до завершения преобразований в пенсионной системе» (до конца 2020-х годов). Цена этого вопроса высока: изначально предполагавшаяся отмена льгот обеспечивала бюджетам различных уровней существенную прибавку в виде дополнительных налогов на недвижимость или полной оплаты жилищно-коммунальных услуг, либо сокращение затрат (в связи с уменьшением числа лиц, претендующих на бесплатный проезд или льготы по приобретению лекарственных средств).
По моим подсчетам, совокупный эффект для консолидированного бюджета мог бы составить не менее 90 млрд рублей ежегодно, увеличиваясь на подобную же сумму каждый год по мере повышения пенсионного возраста. Может казаться странным, что президент столь легко отказался от этой части «преобразований в пенсионной системе».
Однако дьявол, как известно, кроется к деталях. Когда Владимир Путин говорил о «сохранении на переходный период всех федеральных льгот», добавляя, что имеются в виду «льготы по налогам на недвижимость и землю», он касался очень щекотливой темы.
Льготы, упомянутые президентом, являются «федеральными» лишь потому, что установлены федеральным законом и едины для всей страны, но вовсе не потому, что обеспечиваются федеральным бюджетом: ведь собираемые в виде налога на недвижимое имущество и земельные участки средства поступают в бюджеты субъектов РФ.
По сути, президент от имени федерального центра щедро подарил «предпенсионерам» то, что самому этому центру никогда не принадлежало. Кроме того, отметив, что многие региональные политики «выступали с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы», Путин выразил надежду, что «все необходимые решения будут приняты в регионах еще до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению».