«Третья смена»: как красота мешает женщинам жить
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, что такое третья смена и как она влияет на жизнь женщин.
Термин «вторая смена» стал широко известен благодаря феминистской теории. Это понятие означает неоплачиваемый домашний труд — то, чем мы занимаемся, вернувшись с работы. Готовка, уборка, стирка, походы по магазинам, планирование покупок, уход за больными и пожилыми родственниками, детьми — всё это можно отнести ко второй смене.
Долгое время ко второй смене серьезно не относились даже сами женщины. Считалось, что домашние дела совершаются легко и мимоходом, как в сказке про попа и его работницу: «Обед сваришь, пирогов напечешь — мы с матушкой обедать сядем, а ты спи-отдыхай! После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и спи-отдыхай!» Господствовало мнение, что матерям и женам семейные обязанности только в радость: они с удовольствием три часа будут варить борщ, чтобы потом десять минут смотреть, как его с аппетитом уплетают дети и муж.
Последнее время о масштабах домашнего труда начали говорить чаще. Эксперты из международного объединения организации по борьбе с бедностью Oxfam оценили его объемы: выяснилось, что вторая смена составляет 13% мирового ВВП. В 2016 году исследователи, изучив данные по 217 странам, пришли к выводу, что за всю жизнь в среднем женщина проводит 23 года, занимаясь домашним трудом. По информации Национального института статистики, женщины тратят на вторую смену в неделю 26,5 часа, у мужчины — 14.
Эти цифры помогают изменить отношение к собственному труду — заметить нагрузку и перестать ее обесценивать. Но вторая смена — далеко не единственное невидимое бремя, лежащее на женщинах. По аналогии с этим термином появилось понятие третьей смены. Речь идет о том, что, закончив с домашними обязанностями, мы занимаемся поддержанием красоты и уходом за собой, тратя на это время и деньги.
Масштабных исследований, изучающих третью смену, в России не проводилось: Росстат предпочитает оценивать расходы времени на гигиену, уход за собой и отдых в целом, не разбивая их на отдельные статьи. Существуют региональные опросы: например, в марте 2021 года Бурятстат сообщил, что женщины ежедневно тратят на уход за собой и гигиену три часа, в то время как на бытовые услуги членам семьи уходит три часа четырнадцать минут.
Финансовую сторону бьюти-смены можно оценить тоже «локально» — на микроуровне отдельного человека. Например, читательница ADME подсчитала, что тратит на красоту 12 400 рублей ежемесячно. Жительница Краснодара назвала «Аргументам и фактам» схожую цифру — 11 900 рублей. В обсуждении бьюти-расходов на сайте журнала «Т—Ж» женщины говорили, что на поддержание внешнего вида у них уходит 20–25% ежемесячного дохода.
Эти расходы и времени, и финансов весьма существенны. Однако спроси любую женщину, готова ли она от них отказаться, и от большинства вы услышите твердое нет. Спор может возникнуть разве что вокруг способов экономии: например, на «Т—Ж» многие комментаторки говорили, что не нужно покупать абонемент в спортзал — достаточно больше ходить пешком или заниматься фитнесом дома. Саму же необходимость следить за собой женщины не оспаривают.
Как ранее вторая смена, третья сейчас считается процессом, приносящим удовольствие и связанным с «природным» желанием женщины хорошо выглядеть. Насколько это стремление «свое», а не навязанное обществом, определить сложно, да и интересует эта дилемма разве что феминисток.
Они предлагают задать себе вопрос: а пользовалась бы ты данной бьюти-практикой, если бы оказалась на необитаемом острове? Назвать этот тест корректным сложно: очевидно, что когда стоит вопрос выживания, большинство людей и читать бросят, но это не значит, что всё время до этого они брали книги в руки не потому, что им это нравится, а потому что чтение одобряют окружающие.