«Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу и как с этим справиться». Отрывок из книги Галины Петраковой
Что такое ПТСР и как справиться с постоянной тревогой, рассказывает клинический психолог Галина Петракова. «Сноб» публикует отрывок из книги, которая выходит в издательстве «Бомбора»
Мы не можем управлять нашими эмоциями. Напрямую — нет. Мы не можем включать их и выключать, менять их на другие, убирать те, что нам не нравятся. Это так не работает. Более того, само наше желание убрать, отключить ту или иную эмоцию, убежать от нее имеет обратный эффект.
Представьте класс по гимнастике и его учениц, которые пытаются сесть на шпагат. У одной из них получается недостаточно хорошо, тогда на нее со всей силы наваливается тренер и приказывает: «Расслабься! Ну-ка расслабься, говорю тебе!» Как вы думаете, получится ли у нее это сделать в такой ситуации? Или можете представить расстроенного ребенка, на которого кричит родитель: «Немедленно успокойся!» Как думаете, есть хоть кто-то, кто действительно успокоится при таком раскладе? Со стороны видно, что это неэффективные способы взаимодействия с эмоциональным состоянием человека. Но зачастую именно так мы с собой и обращаемся.
Сама по себе эмоция никогда не является проблемой. Она не может нам навредить. Представим, например, панику — одно из самых высокоинтенсивных эмоциональных состояний. Погуглите, сколько человек в мире умерли от панической атаки. Такие дела.
Эмоция становится проблемой, когда мы пытаемся ее прогнать:
- Так, все, хватит, прекрати волноваться. Сколько можно уже!
Или заменить на другую:
- Прекрати грустить. Смотри, все вокруг спокойно занимаются своими делами и радуются. Надо так же.
Когда отказываем себе в праве испытывать определенные эмоции:
- Прекрати злиться. Злость — это неконструктивно!
Или эмоции вообще:
- Чего нюни развел, тряпка!
И в целом, когда мы начинаем оценивать собственные эмоции. Определять их как неправильные, ужасные, непереносимые, плохие, страшные, опасные, бесконечные:
- Я больше так не могу. Эта тревога меня доконает.
- Эта грусть никогда не пройдет. Мне никогда не станет лучше.
- Эти вина и стыд невыносимы. Невозможно такое испытывать.
- Я страшно злюсь, это очень опасно.
Все эти убеждения об эмоциональных переживаниях заставляют нас сопротивляться тем эмоциям, которые мы испытываем. Эта стратегия крайне неэффективна. Эмоции, какими бы они ни были, уже тут. Попытка запереть или прогнать только усилит их интенсивность.
Хорошо, если мы не можем напрямую контролировать наши эмоции, что тогда с ними делать? Предупреждаю, ответ может не понравиться тем, кто ждал волшебную таблетку, которая избавит от сложного опыта. Единственное, что позволит нам отрегулировать наше состояние, — это умение дать сложным эмоциям внутреннее пространство, прожить их, позволить им быть в нашем сознании.