«Толстой грешил и читал моральные проповеди»: как в Москве прошла Shubina Books Party
Литературному бренду издательства АСТ «Редакция Елены Шубиной» исполнилось 10 лет. За это время он успел стать показателем качества современной российской прозы. В минувшее воскресенье Esquire побывал в Электротеатре «Станиславский» на дне рождения проекта и узнал, какие новинки интеллектуальной прозы обязательно нужно читать в ближайшее время и чего нам ждать от литературы будущего.
Фойе Электротеатра гудит как пчелиный улей. От высоких столиков с легкими закусками к сцене с микрофонами и обратно перемещается российская литературная богема. Вслед за именитыми писателями оживленно устремляются их поклонники, одержимые желанием получить заветные автографы и пообщаться с глазу на глаз с любимыми авторами.
«Знаете, я никогда бы не решилась подойти к известному писателю, если бы увидела его на улице или в кафе. А тут все они на расстоянии вытянутой руки. Подходи, общайся, подписывай книги. Обстановка к этому располагает», — рассказывает девушка, которая только что купила книгу городской прозы «Москва: место встречи». Через несколько минут она начинает оживленно обсуждать с основателем проекта «Букник» Сергеем Кузнецовым, почему современным писателям интереснее говорить о прошлом, а не о будущем. Кузнецов признается, что ни разу не видел, чтобы в соцсетях народ остервенело обсуждал, что будет в будущем. То ли дело прошлое!

Студенческого вида юноша ищет, чем еще наполнить и без того забитый книжными обновками рюкзак. Вряд ли в него уместится долгожданное продолжение романа Алексея Иванова «Тобол». Свежий Иванов довольно увесистый. Однако пока сотрудники издательства хвалят и содержание, и качество печати, юноша совершает невозможное. Внушительные семьсот с лишним страниц именитого Иванова уходят с молотка прямо в пузатый рюкзак. Еще бы: разве можно устоять перед соблазном купить книгу по издательской цене?
Алексей Иванов в этот момент бодро спорит с другим блестящим прозаиком Евгением Водолазкиным о судьбах русской исторической литературы. Оба убеждены, что русским писателям пора говорить о современности, а не об истории. Читатель слишком устал от книг о XX веке, но значит ли это, что историческая литература исчерпала себя? И вообще, куда смотрят писатели? Назад или вперед? Ответ не очевиден. Иванов уверен, что востребованность исторического жанра будет усиленно нарастать, тренд на чтение такой литературы никуда не денется. Водолазкин же деликатно настаивает на том, что тема стремительно пойдет на спад, и произойдет это совсем скоро.