Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама»
Это ведь моя жизнь и мои ошибки. Я считаю, что мои родители очень мудрые люди. Как-никак давать человеку ошибаться, не вмешиваться, не запрещать — это очень тяжело. Ведь если посмотреть здраво — поступила в хороший театральный вуз на бюджет. Об этом миллионы мечтают. А потом просто забираешь документы, потому что тебе там некомфортно. Не все это понимают и принимают. Другие бы сказали: «Нравится — не нравится, давай учись, раз поступила». Но мои родители так не сделали.
— Мила, интересно, а как вы смотрите сериал или фильм с вашим участием, когда он выходит на экраны: одна, с семьей или друзьями? Зажмурившись или спокойно, оценивая свою работу?
— По-разному. На самом деле все зависит от проекта. Я уже на съемках чувствую, каким будет результат. И всегда мои ожидания оправдывались. Ни разу еще не было ситуации, когда, например, на съемочной площадке я думала: «Вау, получится классно!», а потом смотрела и удивлялась кошмару на экране. Ну, и наоборот. Вот сериал «Плейлист волонтера», который недавно вышел в онлайн-кинотеатре Оkko, я смотрю вместе с друзьями. Мне не стыдно за мою работу, более того, я горда, что снималась в этом проекте. У нас была потрясающая команда. А вот некоторые картины я смотрела одна, как вы сказали, зажмурившись, сквозь пальцы. (Улыбается.)
Не всегда есть гарантии, что получится успешный проект. Должно все сойтись: игра актеров, работа режиссера и оператора, хороший сценарий, грамотный монтаж. Даже у известных талантливых актеров бывают неудачные роли. И часто артисты начинают заниматься самокопанием. В одном интервью Никита Ефремов сказал, что нет никакого смысла рефлексировать, потому что на съемочной площадке у тебя не было задачи сыграть плохо. Наоборот, на тот момент ты все сделал по максимуму, настолько хорошо, насколько мог. А если по итогу тебе не нравится твоя игра, то совершенствуй навыки на специальных актерских курсах, работай над речью, записывай самопробы. Одним словом — работай над собой, а не страдай.
— Как воспринимаете критику?
— Самый лучший для себя критик — это я сама. В целом я понимаю, хорошо или плохо. И когда друзья что-то мне говорят, для меня это не новость. Они подбирают правильные слова и деликатно артикулируют то, что я и сама знаю. Просто отмечаю для себя: значит, не я одна это вижу. Меня это не обижает, ведь мы открыты к диалогу. Нет такого, что мы говорим другу другу только комплименты, а все остальное нам скажут враги. Я бы даже это критикой не назвала, они просто высказывают свое мнение.
А еще я заметила такую вещь: если мне что-то по-настоящему нравится, то меня вообще ничего не расстроит, никакой негативный отзыв. Но если мне не нравится, то ни один комплимент не изменит моего мнения. Я буду думать: «Ну понятно, это все говорится для того, чтобы меня утешить, а я же вижу, что это плохо». Я доверяю своему вкусу.
— Сериал «Плейлист волонтера» снят по одноименной книге Мршавко Штапича. Это фильм про поисково-спасательный отряд, занимающийся поиском пропавших без вести людей. Я знаю, что вы тщательно готовились к роли: прошли курс при поисково-спасательном отряде и приняли участие в реальных поисках...
— Помимо сценария я прочитала книгу Мршавко Штапича. Она помогла мне лучше понять мою героиню, да и в целом «поисковый мир». А после утверждения на роль Куклы я записалась на обучающие курсы для волонтеров-новичков при поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт». Там нам объяснили, как работать с компасом, навигатором, рацией, как правильно собираться на поиск, правила общения в радиоэфире: как откликаться на позывные и передавать информацию, какие существуют кодовые слова. Потом я пошла на семинар, который проходил в помещении, а не в лесу. Там нам рассказали про особенности работы поисковой группы. Оказывается, многие люди приходят на поиск один-два раза, так как думают, что сразу найдут пропавшего человека и станут героями. В итоге, когда пропавшего находит кто-то другой, возникают мысли: «Ну а какой смысл в том, что я пришел? Я искал, а человека нашли вообще в другой стороне». Но если бы его не искали в этой стороне, то люди бы не пошли в другую и не нашли бы его там. В поисково-спасательном отряде каждый человек важен. Я очень хотела попасть на настоящий поиск до начала съемок, но сильно травмировала колено. Поиски шли в лесу, а там бурелом, болота. Я понимала, что со своей ногой этот путь не осилю. Было обидно и грустно. И вдруг в 12 ночи приходит сообщение, что в центре города пропал дедушка с деменцией. Координатор сказала, что на поиски пришло всего три человека. На обучающем курсе нам рассказывали, что на поиск в городе приходит мало людей, потому что практически нет шансов найти человека, так как он может зайти в подъезд, в магазин, залезть в подвал, сесть в автобус... В лесу, несмотря на то что он темнее и холоднее, найти человека проще, чем в многомиллионном городе. Пропавший просто идет по прямой, и все — у него нет возможности сесть в метро и уехать в другой конец города.
И я отправилась в центр искать дедушку. Мы ходили с фонариками по дворам, заглядывали в подъезды, подходили к людям — и так до шести утра. Той ночью мы его не нашли, и я уезжала домой очень подавленная.
Мне было интересно отслеживать свои эмоции. Вначале испытывала ощущение, как будто бы участвую в квесте: была уверена в том, что сейчас быстро найду дедушку. Нам на курсах как раз про это и говорили — желание предстать героем. Через четыре часа поймала себя на мысли, что хожу как зомби в компьютерной игре и просто закрываю все квадраты, которые мне надо пройти. В какой-то момент пришло осознание: пропал человек, и есть родственники, которые переживают и плачут. Я поехала домой с ощущением собственного провала. Помню свои мысли: хоть бы он нашелся, только бы он был жив. И когда наутро мне сообщили, что дедушка найден, была на седьмом небе от счастья. Весь этот день я улыбалась, как будто у меня был праздник.
— После такой подготовки к роли вы могли своими знаниями делиться с коллегами...
— На площадке присутствовал консультант Евгений, он поисковик. Надеюсь, что у настоящих волонтеров не будет вопросов к реалистичности и правдоподобности происходящего на экране, потому что Евгений нам правильно раскладывал в кадре все поисковые атрибуты. Ну и конечно, нас учили, как оказывать первую помощь. Важно знать, как правильно поднимать человека на носилки, как держать пострадавшему голову, что нужно первым делом осматривать, куда нажимать. Мы заранее приходили на площадку, проходили все сцены с Евгением, чтобы были все правила соблюдены.
— Иван Янковский играл главного героя Штапича. Между вашими персонажами завязываются романтические отношения. Как работалось с Иваном?
— С Ваней мы сразу нашли общий язык, быстро подружились. Мы были на одной волне, у нас с ним одинаковое чувство юмора. Бывает, что люди притираются, а бывает, что звучит шутка, люди встречаются глазами и понимают: о да! Несмотря на мрачность темы, тяжелые съемки — в болотах, в лесах, под дождем, в мороз, мы с Ваней постоянно смеялись между дублями.
Ваня классный партнер, мы «цеплялись» друг за друга, и играть парные сцены было одно удовольствие. Если не получался дубль, я чувствовала поддержку с его стороны, а он, уверена, от меня. Я с удовольствием еще с ним поработала бы в будущих проектах.