Настоящее чудо
При всем богатстве выбора приложений для ретуши наши героини одна за другой возвращаются в реальность. ЗОЖ-эксперт Елена Эбади поддерживает движение.
Одна моя подруга никогда не ставит в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) фото ниже талии. Ей кажется, что бедра далеки от идеала. «Пришли мне себя в полный рост, дорогая, — сказала я как-то. — Что-нибудь придумаем». С моим опытом продвижения товаров, услуг и людей на чудо ушло не более минуты. Ликованию не было предела: «Это кто? Я? Такая худышка!»
На самом деле я против ретуши в соцсетях. Против погружения в иллюзорный мир, в котором у тебя кожа, фигура и волосы мечты. Где можно не ходить на фитнес, объедаться пирожными и вообще не тратить время и деньги на самосовершенствование. Где можно прикрыть реальность фильтром. «Изначально, когда появился инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), его воспринимали как некую «платформу подлинности», — рассуждает Анна Дычева-Смирнова, генеральный директор косметической выставки InterCHARM. — Реальные люди постили хронику своей реальной жизни, и платформа стала суперпопулярной. Но вскоре превратилась в некую фантазию — картинку той жизни, в которой они хотели бы проснуться».
Использование соцсетей удовлетворяет две человеческие потребности: необходимость принадлежать к какой-то группе общества и важность самопрезентации. Аккаунты о красоте, здоровье и фитнесе сегодня особенно популярны. А один из самых распространенных хештегов, используемых в этом контексте, — #Fitspiration или #Fitspo (на момент сдачи номера более семидесяти одного миллиона публикаций. — Прим. «Татлера»). Под ним вы найдете советы по здоровому образу жизни, и это прекрасно. Вот только по статистике, сорок пять процентов фото, вдохновляющих нас на победы, — продукты ретуши или игры ракурса, рождающие у подписчиков ненужные комплексы».
Согласно опросу StartOfMind, который в 2017 году опубликовало Королевское общество общественного здравоохранения Соединенного Королевства, инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) действительно плохо влияет на психику. Около полутора тысяч молодых людей в возрасте от четырнадцати до двадцати четырех лет признались, что посты в соцсетях приводят к низкой самооценке, а девочек и женщин заставляют думать, будто их тела недостаточно хороши.
«При этом косметические компании через инфлюенсеров инвестируют в рекламу огромные суммы — от $2 млрд в 2017 году до $8 млрд в 2019‑м, — продолжает Дычева. — По прогнозам, к 2022‑му цифра может увеличиться еще вдвое. Например, в конце прошлого года компания Estée Lauder опубликовала информацию, что тратит на инфлюенсеров 75 % своего маркетингового бюджета».
У блогеров такая работа — быть идеальными во всем. Одежда, прическа, муж, дети — у них все «с картинки». Не буду спорить, у фэшн-блогеров серьезное оправдание: мы же покупаем одежду, которую они рекомендуют, а не крем от целлюлита. Ок. Но как быть с той, которая как раз про целлюлит или морщины? Мы восхищаемся ее малюсенькими порами и жмем на ссылку интернет-магазина, которую она заботливо прикрепила в сторис. Ах, не сработал этот органический крем? Наверное, с питанием что не так. Одна невероятной красоты девушка-нутрициолог рекомендует отказаться от вина, шампанского, черного и зеленого чая, кофе, сахара и соли, закисляющих организм, в пользу травяных отваров и чистой воды. Честно говоря, я и сама много раз переходила на щелочное питание, вдохновившись ее неземным ликом. Ведь в нем «нет ни капли гиалуроновой кислоты и ботокса». Да и грудь у нее — подарок природы. И что же на самом деле? Приятельница, ее стилист, успокоила: «Лена, она не идеальная. Да и грудь после трех детей такой просто не может быть. Ешь спокойно свой закисляющий хачапури».