Между нами
Мечты сбываются
С помощью буровых установок Инна Баженова пробилась в недра музейного дела и стала хозяйкой горы искусства.
Вечером второго февраля Ольга Свиблова достанет из шкатулки стеклянные бусы. Церетели-старший вложит алый платок в нагрудный карман любимого двубортного пиджака. Все лучшее сразу наденут Зельфира Трегулова, Марина Лошак, Владимир и Екатерина Семенихины и могучая кучка столичных бизнесменов, осчастлививших Центр Помпиду русским искусством, а возможно, даже Михаил Гуцериев — те, кто в прошлом году прожил красивую жизнь в искусстве и в этом номинирован на премию газеты The Art Newspaper. В «Манеже» ее вручат в пятый раз.
Все началось со дня рождения. Когда газете исполнялся год, задумались: как отметить? Владелица, Инна Баженова, вдруг решила — премией! Не себе или сотрудникам, а художникам, кураторам, галеристам, меценатам. Да, премий в искусстве у нас несколько, все по‑своему хороши. Пусть будет еще одна. Никаких денег — просто приз, созданный модным художником Сергеем Шеховцовым. «Потому что было бы странно, если бы мы вручали какие‑то деньги, скажем, директору Эрмитажа, — поясняет Инна. — Мы сделали акцент на церемонию, яркое шоу».
Первый раз фамилия Баженовой стала известна в кругах более широких, чем искусствоведческие, в 2014‑м, когда на весь мир объявили, что издательница российской The Art Newspaper по лицензии выкупила влиятельную газету целиком — она выходит в Англии, США, Франции, Италии, Китае. В России Иннино издание — самое лучшее, оперативное и полное из всей периодики, что у нас есть по искусству. Если совсем честно — практически единственное. Арт‑энтузиасты пытались делать журналы. Но после пары лет вялого существования — неизбежная смерть. А Баженова — пламенный мотор, вечный двигатель. Она часто появляется в редакции, но не для того, чтобы следить, надзирать, контролировать — ей просто хочется быть участницей этой веселой суматохи. Хотя бы потому, что искусство — штука для Инны достаточно новая, полная открытий и чудес. Она неофит, и неофит страстный.
Ничто не предвещало появления искусства в жизни девочки-отличницы из Нижнего Новгорода. Математическая школа, родители-инженеры. Ну висела на стене репродукция «Неизвестной» Крамского — так она в каждой второй советской квартире висела. Как и шишкинское «Утро в сосновом лесу». «В Нижнем Новгороде много музеев, — вспоминает Баженова. — Там хорошие коллекции русского искусства и даже немножко западноевропейского. И конечно, мы в обязательном порядке ходили, но я не припомню, чтобы у меня это вызывало особенный интерес».
Потом был факультет вычислительной математики и кибернетики в местном университете (специальность «прикладная математика»). Дальше — авиазавод. В начале девяностых друзья Инны создавали фирму, которая применяла авиационные технологии в нефтегазовой отрасли. Пригласили ее. Баженова семь лет проработала финдиректором и управляющим акционером. А затем ее позвали в «Газпром», мечты сбываются. Именно тут Инна получила главный «бонус» своей жизни — встретила Дмитрия Саморукова, будущего мужа. Нет, не топ‑менеджера, он был просто молодым специалистом. В самом «Газпроме» Баженова долго не задержалась: в 2000 году они с Дмитрием создали фирму, которая разрабатывала новые технологии бурения.