Российский сериал «Домашнее поле» — о женщине-тренере мужской футбольной команды

ForbesРепортаж

Светлана Устинова — Forbes: «Важно чувствовать в себе силу, право на слова и свободу»

Екатерина Алеева, Юлия Варшавская

Светлана Устинова (Кадр из сериала «Домашнее поле»)

В конце мая на платформе More.tv стартовал российский сериал «Домашнее поле» — о первой женщине-тренере мужской футбольной команды. Главный редактор Forbes Woman Юля Варшавская поговорила с актрисой Светланой Устиновой о стереотипных женских образах в российском кино, об инъекции феминизма и поддержке девочек, о режиссерском опыте и, конечно, футболе.

«Домашнее поле» — адаптация норвежского сериала 2018 года «На своем поле». В центре сюжета — тренер женской футбольной команды «Сайгак» Елена Волкова, которая смогла не только вывести свой клуб в Лигу чемпионов, но и поразила своим профессионализмом генерального директора провинциального мужского клуба «Красный ястреб» Антона Данина. Настолько, что он в обход спонсоров назначил Елену главным тренером своей команды. Так она стала первой женщиной на подобной позиции в мужском футболе. Можно только догадываться, что ожидало бы женщину в такой ситуации в реальности, но и в сериале мы видим достаточно: от недоверия и сексистских шуток до буллинга и угроз. Все это зритель переживает вместе с главной героиней — ее играет Светлана Устинова, которая в своей кинокарьере тоже не готова оставаться в заданных обществом рамках. Помимо актерских ролей (второй «Бумер», «Магомаев», «Разведчицы», «Блокбастер»), Светлана в разных проектах выступает как режиссер, продюсер или сценарист (так, вместе с Дарьей Чарушей она написала сценарий для фильма «Холодный фронт» Романа Волобуева, где главные характерные героини — женщины). В интервью Forbes Woman она рассказала, почему так важно создавать новые образы девушек в российском кино, как она вживалась в роль футбольного тренера, зачем сняла собственное авторское кино об отношениях с родителями и болезни Альцгеймера и почему не нужно бояться слова «феминизм».

Светлана Устинова (Фото Валентина Блоха)

— Как сериал «Домашнее поле» случился в вашей жизни? Почему эта тема оказалась вам близка?

— Нужно отдать должное кинокомпании Hype Film и Илье Стюарту (кинопродюсер, один из основателей Hype Production. — Forbes Woman), которые решили сфокусироваться на этой теме. У нас есть устойчивое представление о мужских героях, но когда девочки, девушки или женщины смотрят кино, сериалы, они не видят для себя ролевых моделей. Женский стереотип в кино — это прекрасная помощница, неустроенная домохозяйка, девушка главного героя невероятной красоты. Конечно, в истории российского кино были яркие всплески — от «Москва слезам не верит» до сериала «Чики», но это мало влияет на общую картину.

Мы много обсуждали эту тему. Хотелось создать на экране образ женщины, которая может реализоваться как личность, в профессии — где хочет. Чтобы зрители видели ее и думали: «О, так можно было? И я тоже так хочу и могу, и меня не задвинут, если я буду работать, если я буду верить, стараться». И если тебе на этом пути и помогут мужчины, то не потому, что ты симпатичная, а потому, что у тебя есть профессиональные навыки, ты горишь своей работой, ты ее любишь, ты умеешь работать в команде, знаешь, что такое быть лидером, и не боишься брать на себя ответственность. И твой пол не имеет значения.

— Ваша героиня Елена в сериале идеально подходит под это описание.

— Это правда. «Домашнее поле» — это адаптация норвежского сериала. Интересно потом сравнить наших героев и культурные различия, но в целом заглавная тема: неважно, женщина ты или мужчина, если ты профессионал в своем деле.

И для меня лично это было таким мощным триггером еще со времен «Холодного фронта», который мы с Дашей Чарушей придумали ровно потому, что не понимали: где же их взять, этих героинь? Да, у меня было несколько таких счастливых фильмов — тот же «Бумер», «Разведчицы». Но время идет, хочется себя реализовать в других ролях, поэтому мы тогда с Дашей стали писать для себя историю, где главными героинями становятся девушки. Потом случился «Блокбастер» (фильм Романа Волобуева со Светланой Устиновой и Анной Чиповской в главных ролях. — Forbes Woman), потому что хотелось дальше развиваться в этом направлении.

И вот, наконец, появился сценарий с такой мощной женской фигурой. Конечно, хотелось сыграть ее и главное, поговорить об этой проблеме именно с нашей русской аудиторией. У нас столько прекрасных, сильных характером, талантливых, профессиональных женщин, которые, может быть, просто боятся воплощать свои мечты, но им нужно дать вдохновение, показать, что все возможно. И мне кажется, кино в этом смысле очень сильный инструмент.

— Но футбольный тренер — это не просто сильная женщина, например в бизнесе. Это женщина, доказывающая свой профессионализм в специфической и до сих пор очень «мужской» сфере. На что вы ориентировались, создавая образ Елены? Вы сами смотрите футбол?

— Т ак получилось, что мой муж (продюсер сериала «Домашнее поле» Илья Стюарт. — Forbes Woman) —футбольный фанат, поэтому последние восемь лет футбол в моей жизни присутствует постоянно. Я не могу себя назвать фанатом, который смотрит все матчи, но благодаря Илье я открыла для себя этот мир. Без этого я бы не смогла вжиться в образ нашей героини, мне нужно было прочувствовать, о чем она говорит. Всю профессиональную лексику нужно было себе присвоить, чтобы это не звучало коряво или неправдоподобно. Если просто заучивать незнакомые слова, у зрителя на подсознательном уровне тут же срабатывает, что ты не разбираешься в теме. И в случае женщины-тренера это критично.

Но все эти красивые слова и термины — это только верхушка айсберга, и мне нужно было, конечно, глубоко нырнуть в футбольную тему. Я бесконечно смотрела матчи вместе с Ильей, он мне все подробно рассказывал: вот это угловой, это офсайд, здесь нарушение. И, конечно, я занималась футболом, ходила на тренировки, училась бить пенальти, правильно ставить стопу. Мы тренировались вместе с другими актерами, чтобы почувствовать друг друга. Я играла с ними в футбол, и мне очень понравилось. Я кайфую от самой игры — и на поле, и на стадионе.

— Даже в Норвегии тема женщин в футболе перестала вызвать вопросы не так уж давно, а про Россию я даже не говорю. Вы не опасались, что сериал о женщине-тренере просто не «зайдет» российскому зрителю, что он не готов к такой героине? Ведь до нас тренды фемповестки в кино и сериалах только-только начали доходить.

— Мне кажется, у нас к этим темам тоже в последние годы начали подступаться постепенно, а внутри киносообщества эта дискуссия ведется уже давно. Все действительно интересные, продвинутые кинематографисты хотят затрагивать в кино и сериалах сложные социальные темы. Поэтому, наверное, это был для меня вызов, а почему нет?

Во-первых, очень грамотно сконструирован сам сценарий — мы в первую очередь показываем путь героини, и футбол в какой-то момент уходит на второй план. Мы рассказываем про человека, который проходит испытания, который старается найти себя в мужском мире. Конечно, мы видим героиню в самом остром отрезке ее жизни, когда ее бросают в раскаленную среду, где она должна выжить. И мне, и всей творческой команде кажется важным не бояться рисковать с такими проектами. И More.tv, которые нас поддержали, тоже рискнули, потому что никто не мог спрогнозировать, как аудитория воспримет такой сериал.

— С какой критикой вы столкнулись?

— Есть комментарии о том, что мы немного оторвались от действительности, потому что герои одеты хорошо, живут в провинции в приличных домах. Но я была, например, в Краснодаре, и видела фантастический футбольный стадион. Я сама из маленького города Северодвинска. И я бы не сказала, что у нас по улице ходят люди в оборванных одеждах, которые не знают, что такое интернет и не смотрят телевизор. Нам не хотелось рассказывать о провинции в стиле так называемой русской чернухи, как у нас ее привыкли показывать. На мой взгляд, молодое поколение во всех городах движется в сторону культурного развития как внутреннего, так и внешнего — и нам это хотелось отразить в сериале. Конечно, много разрухи, страшных вещей, как и везде, но это уже другое кино. Мы создали свою вселенную для нашей героини, потому что нам не хотелось смешивать в одну кучу разные пласты. Мы рассказываем историю о женщине в мужской среде, и она во многом универсальна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
Друг Врубеля и кумир Дягилева: как собирал свою коллекцию меценат Михаил Морозов Друг Врубеля и кумир Дягилева: как собирал свою коллекцию меценат Михаил Морозов

Отрывок из монографии «Коллекции Ивана и Михаила Морозовых»

Forbes
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
«Не хлебом единым»: как быстро приготовить вкусный сэндвич «Не хлебом единым»: как быстро приготовить вкусный сэндвич

Наш сегодняшний кулинарный герой — сэндвич

Psychologies
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
Мировой кубок Мировой кубок

Как создали чемпионат мира по футболу

Вокруг света
Китайских соловьев назвали угрозой для британских птиц Китайских соловьев назвали угрозой для британских птиц

На юге Англии сформировалась дикая популяция китайских соловьев

N+1
Финтех для Африки: как Chipper Cash упрощает переводы в развивающихся странах Финтех для Африки: как Chipper Cash упрощает переводы в развивающихся странах

Двое молодых людей Уганды и Ганы придумали, как можно заработать целое состояние

Forbes
Из плохишей в зефирки: звезды, которых слава из оторв сделала милашками Из плохишей в зефирки: звезды, которых слава из оторв сделала милашками

Популярность должна была разбаловать этих звезд, но они стали белыми и пушистыми

VOICE
По ту сторону реки По ту сторону реки

Культурный посредник, переводчик, доула и гид объясняют свою миссию

Seasons of life
Почему мы забываем о сексе и как его вернуть в семейную жизнь Почему мы забываем о сексе и как его вернуть в семейную жизнь

Почему в семейной жизни всегда нужно искать время для секса?

Maxim
Одна вокруг света: горный картофель и сезон дождей Одна вокруг света: горный картофель и сезон дождей

174-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: северные Анды

Forbes
Кто и как делает русскую часовую механику Кто и как делает русскую часовую механику

Могут ли российские механические часы считаться престижными аксессуарами?

РБК
10 способов снять стресс на работе 10 способов снять стресс на работе

Десять рекомендаций, как успокоиться и снять стресс на работе

Psychologies
На вкус как Луна: зачем NASA кормило тараканов грунтом На вкус как Луна: зачем NASA кормило тараканов грунтом

Почему ученым пришло в голову кормить тараканов лунным грунтом?

N+1
Неслучайны связи Неслучайны связи

Мы поговорили с создателями трех тревел-проектов о том, как искать «своих»

Seasons of life
Кто придумал заправлять одеяло под матрас и главное зачем? Ответ вас удивит Кто придумал заправлять одеяло под матрас и главное зачем? Ответ вас удивит

Заправлять одеяло под матрас — это традиция, пришедшая из Франции и Англии

ТехИнсайдер
Как правильно разговаривать с родственниками с деменцией Как правильно разговаривать с родственниками с деменцией

Как вести себя, если у вашего родственника деменция?

Psychologies
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

Актриса Оксана Акиньшина — о ролях и актерско-режиссерском союзе с Козловским

Собака.ru
Один в поле воин Один в поле воин

Мирный книжный воин — про издательскую студию «Поле» и выпуск книг

Seasons of life
Ярчайшая черная дыра во Вселенной создала два загадочных объекта, о природе которых ученые спорят до сих пор Ярчайшая черная дыра во Вселенной создала два загадочных объекта, о природе которых ученые спорят до сих пор

Астрономы обнаружили два больших загадочных объекта, вырывающихся из черной дыры

ТехИнсайдер
Ужас, комедия и драма: как сериал «Очень странные дела» стал феноменом поп-культуры Ужас, комедия и драма: как сериал «Очень странные дела» стал феноменом поп-культуры

Почему миллионы людей сходят с ума от сериала про детей?

Forbes
Ищу себя, найду не скоро: сложности отношений с Ищу себя, найду не скоро: сложности отношений с

Непризнанный гений — это 1% вдохновения и 99% жалоб на непонимание окружающих

VOICE
5 способов прокачать знание иностранных языков с помощью музыки 5 способов прокачать знание иностранных языков с помощью музыки

Можно ли использовать музыку для изучения иностранных языков?

ТехИнсайдер
Солнечный удар: как не допустить и избавиться от последствий Солнечный удар: как не допустить и избавиться от последствий

Учимся предотвращать солнечный удар и помогать себе и близким

РБК
Подводные пирамиды и статуи «рептилоидов»: 20 самых загадочных объектов мира Подводные пирамиды и статуи «рептилоидов»: 20 самых загадочных объектов мира

Древний булыжник удивляет нас больше, чем компьютер размером в полладони

Вокруг света
Как распознать социопата: 6 признаков Как распознать социопата: 6 признаков

Они выглядят абсолютно так же, как и мы, ведут себя точно так же, как остальные

Psychologies
Почему Ярослава Мудрого можно считать лучшим брачным агентом раннего Средневековья Почему Ярослава Мудрого можно считать лучшим брачным агентом раннего Средневековья

Нескучная история с юмором и на современном языке

Вокруг света
Какой была бы современная Россия, если бы Петра I не существовало Какой была бы современная Россия, если бы Петра I не существовало

Чего мы бы лишились без пресловутого окна в Европу

Maxim
Настоящая ответственность бывает только личной Настоящая ответственность бывает только личной

Как любой может изменить мир

СНОБ
Открыть в приложении