Российский сериал «Домашнее поле» — о женщине-тренере мужской футбольной команды

ForbesРепортаж

Светлана Устинова — Forbes: «Важно чувствовать в себе силу, право на слова и свободу»

Екатерина Алеева, Юлия Варшавская

Светлана Устинова (Кадр из сериала «Домашнее поле»)

В конце мая на платформе More.tv стартовал российский сериал «Домашнее поле» — о первой женщине-тренере мужской футбольной команды. Главный редактор Forbes Woman Юля Варшавская поговорила с актрисой Светланой Устиновой о стереотипных женских образах в российском кино, об инъекции феминизма и поддержке девочек, о режиссерском опыте и, конечно, футболе.

«Домашнее поле» — адаптация норвежского сериала 2018 года «На своем поле». В центре сюжета — тренер женской футбольной команды «Сайгак» Елена Волкова, которая смогла не только вывести свой клуб в Лигу чемпионов, но и поразила своим профессионализмом генерального директора провинциального мужского клуба «Красный ястреб» Антона Данина. Настолько, что он в обход спонсоров назначил Елену главным тренером своей команды. Так она стала первой женщиной на подобной позиции в мужском футболе. Можно только догадываться, что ожидало бы женщину в такой ситуации в реальности, но и в сериале мы видим достаточно: от недоверия и сексистских шуток до буллинга и угроз. Все это зритель переживает вместе с главной героиней — ее играет Светлана Устинова, которая в своей кинокарьере тоже не готова оставаться в заданных обществом рамках. Помимо актерских ролей (второй «Бумер», «Магомаев», «Разведчицы», «Блокбастер»), Светлана в разных проектах выступает как режиссер, продюсер или сценарист (так, вместе с Дарьей Чарушей она написала сценарий для фильма «Холодный фронт» Романа Волобуева, где главные характерные героини — женщины). В интервью Forbes Woman она рассказала, почему так важно создавать новые образы девушек в российском кино, как она вживалась в роль футбольного тренера, зачем сняла собственное авторское кино об отношениях с родителями и болезни Альцгеймера и почему не нужно бояться слова «феминизм».

Светлана Устинова (Фото Валентина Блоха)

— Как сериал «Домашнее поле» случился в вашей жизни? Почему эта тема оказалась вам близка?

— Нужно отдать должное кинокомпании Hype Film и Илье Стюарту (кинопродюсер, один из основателей Hype Production. — Forbes Woman), которые решили сфокусироваться на этой теме. У нас есть устойчивое представление о мужских героях, но когда девочки, девушки или женщины смотрят кино, сериалы, они не видят для себя ролевых моделей. Женский стереотип в кино — это прекрасная помощница, неустроенная домохозяйка, девушка главного героя невероятной красоты. Конечно, в истории российского кино были яркие всплески — от «Москва слезам не верит» до сериала «Чики», но это мало влияет на общую картину.

Мы много обсуждали эту тему. Хотелось создать на экране образ женщины, которая может реализоваться как личность, в профессии — где хочет. Чтобы зрители видели ее и думали: «О, так можно было? И я тоже так хочу и могу, и меня не задвинут, если я буду работать, если я буду верить, стараться». И если тебе на этом пути и помогут мужчины, то не потому, что ты симпатичная, а потому, что у тебя есть профессиональные навыки, ты горишь своей работой, ты ее любишь, ты умеешь работать в команде, знаешь, что такое быть лидером, и не боишься брать на себя ответственность. И твой пол не имеет значения.

— Ваша героиня Елена в сериале идеально подходит под это описание.

— Это правда. «Домашнее поле» — это адаптация норвежского сериала. Интересно потом сравнить наших героев и культурные различия, но в целом заглавная тема: неважно, женщина ты или мужчина, если ты профессионал в своем деле.

И для меня лично это было таким мощным триггером еще со времен «Холодного фронта», который мы с Дашей Чарушей придумали ровно потому, что не понимали: где же их взять, этих героинь? Да, у меня было несколько таких счастливых фильмов — тот же «Бумер», «Разведчицы». Но время идет, хочется себя реализовать в других ролях, поэтому мы тогда с Дашей стали писать для себя историю, где главными героинями становятся девушки. Потом случился «Блокбастер» (фильм Романа Волобуева со Светланой Устиновой и Анной Чиповской в главных ролях. — Forbes Woman), потому что хотелось дальше развиваться в этом направлении.

И вот, наконец, появился сценарий с такой мощной женской фигурой. Конечно, хотелось сыграть ее и главное, поговорить об этой проблеме именно с нашей русской аудиторией. У нас столько прекрасных, сильных характером, талантливых, профессиональных женщин, которые, может быть, просто боятся воплощать свои мечты, но им нужно дать вдохновение, показать, что все возможно. И мне кажется, кино в этом смысле очень сильный инструмент.

— Но футбольный тренер — это не просто сильная женщина, например в бизнесе. Это женщина, доказывающая свой профессионализм в специфической и до сих пор очень «мужской» сфере. На что вы ориентировались, создавая образ Елены? Вы сами смотрите футбол?

— Т ак получилось, что мой муж (продюсер сериала «Домашнее поле» Илья Стюарт. — Forbes Woman) —футбольный фанат, поэтому последние восемь лет футбол в моей жизни присутствует постоянно. Я не могу себя назвать фанатом, который смотрит все матчи, но благодаря Илье я открыла для себя этот мир. Без этого я бы не смогла вжиться в образ нашей героини, мне нужно было прочувствовать, о чем она говорит. Всю профессиональную лексику нужно было себе присвоить, чтобы это не звучало коряво или неправдоподобно. Если просто заучивать незнакомые слова, у зрителя на подсознательном уровне тут же срабатывает, что ты не разбираешься в теме. И в случае женщины-тренера это критично.

Но все эти красивые слова и термины — это только верхушка айсберга, и мне нужно было, конечно, глубоко нырнуть в футбольную тему. Я бесконечно смотрела матчи вместе с Ильей, он мне все подробно рассказывал: вот это угловой, это офсайд, здесь нарушение. И, конечно, я занималась футболом, ходила на тренировки, училась бить пенальти, правильно ставить стопу. Мы тренировались вместе с другими актерами, чтобы почувствовать друг друга. Я играла с ними в футбол, и мне очень понравилось. Я кайфую от самой игры — и на поле, и на стадионе.

— Даже в Норвегии тема женщин в футболе перестала вызвать вопросы не так уж давно, а про Россию я даже не говорю. Вы не опасались, что сериал о женщине-тренере просто не «зайдет» российскому зрителю, что он не готов к такой героине? Ведь до нас тренды фемповестки в кино и сериалах только-только начали доходить.

— Мне кажется, у нас к этим темам тоже в последние годы начали подступаться постепенно, а внутри киносообщества эта дискуссия ведется уже давно. Все действительно интересные, продвинутые кинематографисты хотят затрагивать в кино и сериалах сложные социальные темы. Поэтому, наверное, это был для меня вызов, а почему нет?

Во-первых, очень грамотно сконструирован сам сценарий — мы в первую очередь показываем путь героини, и футбол в какой-то момент уходит на второй план. Мы рассказываем про человека, который проходит испытания, который старается найти себя в мужском мире. Конечно, мы видим героиню в самом остром отрезке ее жизни, когда ее бросают в раскаленную среду, где она должна выжить. И мне, и всей творческой команде кажется важным не бояться рисковать с такими проектами. И More.tv, которые нас поддержали, тоже рискнули, потому что никто не мог спрогнозировать, как аудитория воспримет такой сериал.

— С какой критикой вы столкнулись?

— Есть комментарии о том, что мы немного оторвались от действительности, потому что герои одеты хорошо, живут в провинции в приличных домах. Но я была, например, в Краснодаре, и видела фантастический футбольный стадион. Я сама из маленького города Северодвинска. И я бы не сказала, что у нас по улице ходят люди в оборванных одеждах, которые не знают, что такое интернет и не смотрят телевизор. Нам не хотелось рассказывать о провинции в стиле так называемой русской чернухи, как у нас ее привыкли показывать. На мой взгляд, молодое поколение во всех городах движется в сторону культурного развития как внутреннего, так и внешнего — и нам это хотелось отразить в сериале. Конечно, много разрухи, страшных вещей, как и везде, но это уже другое кино. Мы создали свою вселенную для нашей героини, потому что нам не хотелось смешивать в одну кучу разные пласты. Мы рассказываем историю о женщине в мужской среде, и она во многом универсальна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории

Громкие книжные скандалы, связанные с обвинениями в плагиате

Forbes
«Сначала станьте друзьями»: ключ к счастливой любви «Сначала станьте друзьями»: ключ к счастливой любви

Правда ли, что настоящая любовь начинается с дружбы?

Psychologies
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
Напоить сайгака Напоить сайгака

Удастся ли сохранить сайгаков?

Вокруг света
5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников 5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников

Пять фактов о домашнем насилии, которые важно знать каждому

Psychologies
6 пищевых добавок, которые не так вредны, как многие думают 6 пищевых добавок, которые не так вредны, как многие думают

Пищевые добавки стали чуть ли не врагами народа. Но не все из них опасны

Лиза
Как устройство личности влияет на нашу судьбу Как устройство личности влияет на нашу судьбу

Хотите достичь успеха — определите свое место на социальной «карте»

Psychologies
История Нэнси Брофи: за что автору эссе «Как убить своего мужа» дали пожизненный срок История Нэнси Брофи: за что автору эссе «Как убить своего мужа» дали пожизненный срок

Судьба писательницы Нэнси Брофи вполне может стать основой для сериала

Forbes
«Божественная босоножка»: жизнь и трагедия Айседоры Дункан «Божественная босоножка»: жизнь и трагедия Айседоры Дункан

Ее жизнь — как будто сценарий бразильского сериала

Вокруг света
Валерий Семикашев: «Мы умеем добывать нефть» Валерий Семикашев: «Мы умеем добывать нефть»

Что делать с тоннами углеводородов? Рассказывает заведующий лабораторий ИНП РАН

Эксперт
Островной инстинкт: трагедии и триумфы королевы Виктории Островной инстинкт: трагедии и триумфы королевы Виктории

Первый день правления королевы Виктории стал для нее настоящим испытанием

Вокруг света
Кто такие зомби Кто такие зомби

Эволюция от послушных рабов к агрессивной нежити

Вокруг света
Копать, рисовать и не заботиться о маникюре. Где и как в России непрофессионалов учат археологии Копать, рисовать и не заботиться о маникюре. Где и как в России непрофессионалов учат археологии

Как устроен парк «Аргамач», где учат археологии всех желающих

СНОБ
Страшно интересно: 15 отличных хорроров для любителей пощекотать нервы Страшно интересно: 15 отличных хорроров для любителей пощекотать нервы

Леденящие душу картины – отличный способ получить заряд будоражащих эмоций

Правила жизни
Патронус, боггарт и Карта Мародеров: психологические уроки «Гарри Поттера» Патронус, боггарт и Карта Мародеров: психологические уроки «Гарри Поттера»

Почему история о «мальчике, который выжил» не перестает нас увлекать?

Psychologies
Уникальный антарктический комар может не пережить потепление Уникальный антарктический комар может не пережить потепление

Даже небольшое потепление может серьезно сказаться на фауне Антарктики

ТехИнсайдер
Тахограф: что это, как пользоваться, какие штрафы Тахограф: что это, как пользоваться, какие штрафы

Строгий надсмотрщик или помощник водителя? Мнения о тахографе полярны

РБК
У одного из крупнейших золотодобытчиков России большие проблемы: что делать инвестору У одного из крупнейших золотодобытчиков России большие проблемы: что делать инвестору

Что будет с золотодобытчиком Petropavlovsk и что делать инвесторам?

Forbes
Как сформировать новые полезные привычки? Как сформировать новые полезные привычки?

Как формируются привычки и почему с возрастом нам все сложнее переучиваться?

СНОБ
Астрономы усомнились в природе кандидата в «блуждающую» черную дыру звездной массы Астрономы усомнились в природе кандидата в «блуждающую» черную дыру звездной массы

Первый случай обнаружения объекта с помощью астрометрического микролинзирования

N+1
Маленькая, но горная птичка: зачем ученые переселили колибри и что из этого вышло Маленькая, но горная птичка: зачем ученые переселили колибри и что из этого вышло

Крылатые аборигены Нового Света не вынесут перемен

Вокруг света
NASA выбрало место высадки для венерианского атмосферного зонда DAVINCI NASA выбрало место высадки для венерианского атмосферного зонда DAVINCI

Как будет проведено исследование атмосферы и поверхности Венеры

N+1
Альпы зарастают деревьями. Почему это тревожит ученых? Альпы зарастают деревьями. Почему это тревожит ученых?

За сорок лет склоны Альпийских гор стали зеленее на 77%, и это только начало

Вокруг света
«Дорого заплатила за опыт»: как Василиса Волкова ушла из банка и стала ресторатором «Дорого заплатила за опыт»: как Василиса Волкова ушла из банка и стала ресторатором

Основательница S.I.D.R Group о том, как меняется гастрономический маркетинг

Forbes
Спаржа, свекла и другие овощи, которые плохо усваиваются в сыром виде Спаржа, свекла и другие овощи, которые плохо усваиваются в сыром виде

Эти продукты лучше пожарить или потушить, чтобы не навредить здоровью

Лиза
Любовь зла Любовь зла

В один из самых дорогих отелей в Петербурге поселяется странный гость из Москвы

СНОБ
Дело «баронессы де Сталь» Дело «баронессы де Сталь»

Лидия де Шталь — советская шпионка и «бацилла большевизма»

Дилетант
Полезен ли сельдерей: правда и мифы о его влиянии Полезен ли сельдерей: правда и мифы о его влиянии

Сельдерей — растение, которое используют в кулинарии целиком, от семян до корня

РБК
На что похожа наркомания у животных: зверский кайф На что похожа наркомания у животных: зверский кайф

Даже животные ищут и находят в природе разрушительные удовольствия

ТехИнсайдер
Геометрия движения: что такое развал-схождение и зачем за этим следить Геометрия движения: что такое развал-схождение и зачем за этим следить

Автомобиль — средство передвижения, в котором важен каждый параметр

Вокруг света
Открыть в приложении