Стеклянного потолка нет, труд до вечера: как женщины работают в китайских компаниях
В кризис Россия возлагает большие надежды на Китай — как ближайшего соседа и одну из крупнейших экономик. Как это повлияет на корпоративную культуру российских компаний? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Forbes Woman изучил, что значит повестка гендерного равенства для китайских компаний
Мао Цзедун и женский труд
«Женщины держат половину неба», — утверждал китайский революционер и партийный деятель Мао Цзэдун. Борьба за гендерное равенство была одной из важных задач в годы его правления: Цзэдун был уверен, что для построения коммунистического общества женщины и мужчины должны получать равную оплату за труд на производстве. Китайское женское движение отличалось от европейского тем, что было создано по предложению правительства: в 1930-е годы из-за нехватки рабочей силы женщины были допущены на работу на предприятиях.
«После прихода коммунистов во главе с Мао Цзэдуном к власти женщины действительно обрели больше трудовых прав. Из-за спорных политических решений Мао, которые приводили к голоду и разорению сельскохозяйственных угодий, не было никаких возможностей игнорировать работниц. После Второй Мировой войны, как и во многих странах, женщины были ресурсом рабочей силы. Но в Китае это произошло раньше. При Мао Цзэдуне существовал лозунг (вообще председатели КНР ими славятся), что женщинам лучше меньше рожать и больше разводить свиней», — объясняет китаист Анастасия Муравьева.
В 1980-е, согласно данным ООН, Китай занимал ведущие позиции в мире с точки зрения гендерного равенства. В 1990-е КНР провозгласила политику «технологии в обмен на рынок», в результате чего западные корпорации, пользуясь дешевизной рабочей силы, переместили большую часть производств в Китай. В этот же период китайские мужчины снова захотели видеть рядом с собой женственных домохозяек. Однако глобальных перемен в вопросах гендерного равенства не произошло: история XX века закрепила работу женщин наравне с мужчинами как норму.
«По моему опыту, в китайских IT-компаниях на руководящих позициях очень много женщин, — рассказывает сотрудница крупной телекоммуникационной фирмы Мария (имя героини изменено по ее просьбе). — Особенно в маркетинге и продажах. 80% знакомых — женщины на руководящих позициях. В моей компании тоже перевес в сторону женщин».
В 2020 году женщины занимали 36% руководящих должностей в Китае, в то время как средний показатель по Азии — 28%. Американская бухгалтерская организация Grant Thornton заявила, что Китай занимает первое место в мире по количеству женщин на руководящих должностях.
«Если вы профессионал в своей сфере, то проблем не будет. Не будет никакого потолка, «стеклянного» в том числе, — утверждает Мария. — Нужно всегда демонстрировать навыки, показывать плоды своей работы, выражать желание развиваться и улучшать бизнес. Еще китайцы любят, когда сотрудники сидят в офисе до десяти вечера, демонстрируя любовь к работе».