Татьяна Тылевич
Императорский фарфоровый завод был основан императрицей Елизаветой, 100 лет назад стал творческой лабораторией для икон авангарда Малевича, Чехонина, Суетина и влюбил в себя весь мир кобальтовой сеткой (бестселлер в Дубае!). Сегодня генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич (более 15 лет руководит штатом в 1 000 сотрудников, 85 % из которых женщины!) делает коллаборации с нейросетями и художниками, покоряет маркетплейсы Юго-Восточной Азии, готовит к весне флауэркор-сервиз и может сказать «Эрмитаж у нас дома» без преувеличения: на 4-м этаже завода-легенды открыт филиал главного музея страны.
ИФЗ — легенда с почти 300‑летней историей. Сервиз Малевича, чайные пары Суетина — мечта вне времени. Что происходит с заводом сегодня?
Не зря вы упомянули Малевича: и сегодня, как и сто лет назад, когда главный художник русского авангарда придумывал формы для нашего завода, бренд ИФЗ умеет соединять традиции и современность. Мы выпускаем и изделия с «Кобальтовой сеткой», и с дизайном от искусственного интеллекта!
Традиции — это качество продукции ИФЗ, заложенное еще в XVIII веке императрицей Елизаветой Петровной, мы производим по-настоящему уникальные изделия — haute couture! Бессчетное количество раз с 1944 года мы повторили наш классический сервиз «Кобальтовая сетка», и он по-прежнему один из самых покупаемых не только в России, но и за рубежом. А еще команда ИФЗ участвует в большом проекте по восстановлению личных покоев Екатерины II в ГМЗ «Царское Село»: исторические интерьеры были уничтожены во времена Великой Отечественной войны, и мы воссоздаем медальоны по технологии веджвуд в опочивальне императрицы.
Что касается современности, то к преддверию Года дракона ИФЗ подготовил коллекцию с нейросетью Kandinsky: ИИ сгенерировал изображения «Дракон-мудрец» и «Дракон-мечтатель», и мы нанесли их на наш фирменный костяной фарфор. А еще мы детально изучаем международный опыт и рынок, чтобы понимать общемировые тенденции и вектор развития наших конкурентов. Недавно я вернулась с Международной ярмарки фарфора: в тренде рельефные деколи, сочетание мата и глянца, цветочная роспись.
Это вызов! Какой будет реакция ИФЗ на глобальный тренд флауэркор?
Весной выпустим обновленную коллекцию «Цветы и ягоды России»: декоративные тарелки, новые чайные пары и бокалы. Коллекция посвящена традиции классических иллюстраций из старинных ботанических атласов. Каждый рисунок на фарфоре — выразительность красок, детальность прорисовки, красота винтажной эстетики.
ИФЗ постоянно находится в поиске нового. Но есть и трудности. Например, мы начали делать коллаборации до того, как это стало модным. Но успешными становятся только те, в которых художник посвящает достаточное время изучению особенностей фарфора.
Более 20 лет мы сотрудничаем с великим мастером, Михаилом Шемякиным. По эскизам к балету «Щелкунчик» (Шемякин — художник-постановщик спектакля Мариинского театра. — Прим. ред.) выпустили несколько коллекций: чайный и столовый сервизы «Крысята-воришки», фарфоровые скульптуры персонажей. А у знаменитого художника-нонконформиста Анатолия Белкина — многие помнят его нашумевшую выставку-мистификацию «Золото болот» в Эрмитаже — и вовсе был постоянный пропуск на ИФЗ, и он работал здесь месяцами…
«Корюшка пошла», «Гаишник», «Голубчики» — гиперсмешную и при этом удивительно тонко выполненную коллаборацию ИФЗ и Белкина тоже стоило бы выставить в Эрмитаже!
Анатолий Павлович скрупулезно изучал роспись по фарфору. Мы гордимся нашим сотрудничеством! Кроме того, что эти фигурки стали бестселлером (за ними охотятся многие коллекционеры страны!), коллекция Белкина «Исчезающие типы» о людях, чьи образы сохранились лишь в нашей памяти, была передана в дар Русскому музею (в том числе фарфоровый портрет заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского). Так что вы правы — это музейное качество.
Как вы выбираете, с кем сделать коллаборацию, а с кем не стоит, пожалуй?
У нас замечательный коллектив художников — 20 выдающихся мастеров, и под их строгим надзором проходит согласование новых авторов. На ИФЗ всегда работали лучшие: в советские годы на завод пришел супрематист Николай Суетин, был приглашен Казимир Малевич — и стал реформатором русского фарфора! Немного ранее на завод поступил Сергей Чехонин: он становится художественным руководителем завода, а вскоре и отцом агитационного фарфора! Здесь трудились классики — Николай Пунин, Анна Лепорская, Александра Щекотихина-Потоцкая, сестры Елена и Наталья Данько, Эдуард Криммер. Мы и сейчас открыты к молодым авторам, но посвятить себя всецело искусству фарфора готов не каждый: проще быть на фрилансе и искать вдохновение в Pinterest.