Таня Сафонова
Автор, художник и иллюстратор Таня Сафонова (aka Серафима Патиссон — творческий псевдоним!) в 2024 году выпустила в издательстве AD Marginem (совместно с культурным проектом Центр «Зотов») книгу для взрослых и подростков «Страна конструктивизма. Атлас новой жизни». Очень красивый иллюстрированный путеводитель по конструктивизму и table book для любого, кто увлекается искусством, архитектурой и культурой начала XX века: что такое «синяя блуза», «дом-коммуна», «реклам-конструктор» и при чем здесь «изба-читальня», Татлин и Маяковский. А еще Таня так любит архитектуру и карты, что этим летом нас ждет еще одна премьера — гид по кварталу вблизи улицы Радищева для петербургского книжного «Перед прочтением сжечь».
Таня, поздравляем с такой потрясающей (и полезной!) книгой! Что для тебя в ней самое красивое?
Благодарю! Мне нравится визуальный язык, который сложился в процессе работы. Есть дань эпохе, но есть в книге что-то совершенно новое, что не позволяет сказать, что я играла в конструктивизм или копировала мастеров.
Что неожиданного ты узнала, пока работала над книгой? Твое открытие!
Нормаль-одежда Татлина! В середине 1920-х, когда в СССР были голод и всеобщая нужда, в год на одного человека производили буквально полботинка и один носок. Труднейшие условия поставили для художников и дизайнеров задачу: разработать что-то полезное и экономное. Нормаль-одежда — универсальный костюм на каждый день, состоящий из нескольких предметов просторного кроя на любой сезон и со сменными деталями на случай износа. Это, по сути, прототип современного капсульного гардероба оверсайз-размера.
Что-нибудь еще?
Эль Лисицкий поразил — для меня он конструктивистский Леонардо да Винчи. Лисицкий широко известен как художник и гениальный дизайнер книг. А ведь он был одним из первых дизайнеров выставок. Создавал сложные по архитектуре выставочные пространства, наполняя их кинетическими объектами и инсталляциями.
Как работы иллюстраторов начала XX века повлияли на твой стиль?
Большое влияние оказали иллюстрации детских производственных книг. Персонажи упростились, появилось больше знаковости в изображении и воздуха. Безусловно, коллажные приемы проявились.
Художники того времени — с кем бы ты подружилась? В кого влюбилась бы?