Петербург будущего
Арт, апарт и айкибизнес: Андрей Лушников и Елена Плахтий превратили компанию «БестЪ» во вдохновляющий пример бизнеса, который быстро (и красиво!) адаптируется к стремительно изменчивой реальности: развивают принцип шеринга в недвижимости, открыли школу в исторической даче Бенуа, сделали первый в городе контейнерный городок прямо на автостоянке, первый образовательный коворкинг и выставляют паблик-арт в Саду Бенуа.
Как использовать принципы айкидо для Петербурга будущего, Андрей (руководитель компании!) и Елена (директор по маркетингу!) рассказали архитектурному критику и автору телеграм-канала «Город, говори» Марии Элькиной.
Андрей Лушников и его компания «БестЪ» начинали с того, что строили бизнес-центры, а потом реализовали в Петербурге сразу несколько прорывных проектов и идей. В даче Бенуа на Тихорецком проспекте открыли образовательный центр, ресторан, а парк вокруг нее превратили в выставочную площадку под открытым небом. Сеть коворкингов Page сначала казалась экзотикой, полезной во время пандемии, но в результате превратила временную аренду рабочих мест в новую норму. Апарт-отели Avenue внесли вклад в изменение отношения горожан к жилью: больше не обязательно обустраивать квартиру месяцами, а потом жить в ней много лет. Формат апартаментов делает петербуржца легким на подъем и мобильным (оксюморон, конечно!): можно пожить где‑то несколько месяцев, а когда захочется — переместиться в другой район или город.
Несколько лет назад рядом с апарт-отелем Avenue на Аптекарской набережной появился контейнерный городок — и это стало первым в Петербурге случаем, когда городское пространство, в данном случае автостоянку, сделали более насыщенным и интересным с помощью временной архитектуры.
Все форматы недвижимости, которыми занимается компания «БестЪ», от бизнес-центров до контейнеров, объединяет одно важное качество: они рассчитаны на временное использование людьми и обмен между ними. Многие урбанисты считают, что со временем такой подход станет нормой для всех городов мира, потому что он позволяет экономить пространство, ресурсы и время. Когда человек владеет квартирой или машиной, он чаще всего пользуется ими далеко не всегда, а в промежутках его собственность занимает место, не принося пользы. Аренда хороша тем, что как только что‑то оказалось вам не нужно, вы можете практически немедленно передать это кому‑то еще. Андрей и Елена утверждают, что на создание недвижимости будущего их вдохновили путешествия по миру и принципы айкидо.
Вы начали заниматься недвижимостью еще в 1990‑е годы. Как стали девелопером?
Андрей: Я пришел на рынок недвижимости тогда, когда весь этот рынок был горсткой людей на Литейном проспекте и половиной полосы объявлений в газете «Реклама Шанс». Я решал свои жилищные проблемы, и это сподвигло меня на изобретение некоторых ноу-хау. Например, комната в двухкомнатной квартире стоила тысячу долларов, а двухкомнатная квартира целиком — 12 тысяч долларов. Можно было купить две комнаты в двух двухкомнатных квартирах, предложить одному соседу переехать в другую комнату, и у тебя в результате оставалась двухкомнатная квартира. Нужно было, конечно, потратить время, уговорить жильцов — но мне нравилось с людьми общаться.
Девелопментом я начал заниматься случайно. У нас с партнерами к какому‑то моменту было огромное агентство недвижимости. И мы продавали квартиры, которые строил банк. В какой‑то момент банк развалился и получилось, что я продавал квартиры в недостроенном доме. Покупатели квартир пришли с вопросами ко мне. А между прочим, это было в середине 1990‑х! И тогда я вот что придумал: спроектировал дополнительный этаж, продал его — и этих денег хватило, чтобы закончить весь дом.
Как изменился ваш подход за годы?
Андрей: Он скорее сформировался. Мы не занимаемся привычным девелопментом — в смысле не строим многоквартирные монструозные жилые дома на окраинах Петербурга. Мы строим в центре, занимаемся проектами, которые требуют кропотливой работы. У нас не очень большая, но очень профессиональная команда. Мы зарабатываем на идеях, на добавочной стоимости. Сокращением издержек за счет качества и наращиванием прибыли за счет объема продаж, как это делают классические строительные корпорации, мы не занимаемся.