Ольга Таратынова
Директор музея-заповедника «Царское Село» в этом году открывает после реставрации церковь Екатерининского дворца — уцелевший в годы войны подлинный интерьер Растрелли, Лионский зал, отделанный полудрагоценным лазуритом, и апартаменты Николая II в Александровском дворце
Церковь Воскресения Христова — единственный сохранившийся после войны интерьер в Екатерининском дворце. В ней использован метод консервации — в чем он заключается?
После Второй мировой мы были вынуждены идти по пути воссоздания памятников практически из ничего — просто потому, что пригородные дворцы разрушила война. Ленинградская школа реставрации опиралась на довоенную иконографию, но, к примеру, черно-белые фотографии залов делались от окон — соответственно, стена с окнами почти нигде не видна. А значит, ее вынуждены были «сочинять» архитекторы-реставраторы — открывалось широчайшее поле для фантазии авторов проектов. А Европа все эти годы шла по пути консервации, и в 1964 году появилась Венецианская хартия, в которой четко прописано, что никаких дополнений в памятниках либо не должно быть вообще, либо они должны быть сделаны в другом материале, чтобы визуально отличаться от оригинала. В церкви Екатерининского дворца, которая не восстанавливалась все эти десятилетия, мы применили именно такую концепцию: скажем, делая парную фигурку путти, опирались на единственный сохранившийся оригинал и новую фигурку не золотили. Пока новое светлое дерево контрастирует с золотом, но пройдет буквально год-два — и оно потемнеет, приобретет красивый оттенок и будет сочетаться со старыми элементами. Нужно понимать, что церковь создавал Франческо Растрелли, а его интерьеров сохранилось очень мало — и это едва ли не единственный подлинный в России.