Илья Бортнюк
Продюсер, промоутер, мотор петербургской музыки когда-то придумал культовый опен-эйр «Стереолето» (который не отменил даже сумасшедший 2020-й!) и основал с Олегом Тиньковым рекорд-лейбл, а сейчас стал идеологом клуба-фестиваля «Морзе» в Севкабель Порту, где в десяти шагах от моря выступают все, от СБПЧ до Woodkid и Pixies.
Каким концертом открылся «Морзе» после карантина?
С марта и по середину августа, больше пяти месяцев, мы были закрыты. И открылись после локдауна только 5 и 6 сентября, во время фестиваля «Стереолето» — «Морзе» был одной из его площадок. Вообще до последнего многие, включая Земфиру, не верили, что все разрешат и все состоится. Но в итоге все прошло отлично, и Земфира очень готовилась — это было ее первое выступление с новым составом и с новым сет-апом, и это был в итоге абсолютно мировой уровень!
А за две недели до «Стереолета» мы сделали в «Морзе» наш ежегодный фестиваль St.Petersburg Сraft Event, слоган которого Craft Beer, Craft Food, Craft Music.
Петербургу вообще нужен концертный клуб?
Петербургу нужна хорошая музыка. Все события — фестивали, концерты, которые делает наша компания «Светлая музыка» уже 20 лет, — это своеобразный знак качества, и, конечно, наш опыт и наш вкус отразится на репертуарной политике «Морзе».
«Морзе» станет пространством для больших событий
С этого места поподробнее, пожалуйста!
У меня давно была идея сделать относительно небольшой клуб, человек на 300–400. И даже были серьезные переговоры с московским клубом «16 тонн», которые были готовы открыть в Петербурге филиал. Переходили к сметам, бюджетам. Но не сложилось. В общем, тогда, в 2017 году не получилось, и с тех пор я вяло искал помещение, думал, получится — сделаем, не получится — не сделаем. А потом на горизонте появился арт-директор «Эрарты» Денис Рубин, у которого закрылась «Эрарта-сцена», и мы решили вместе все это продумывать.
И вы решили въехать в Севкабель Порт?
Не сразу. Помещение в Севкабель Порту я видел и раньше, но этот кусок цеха был настолько ужасный, что я и представить не мог, что там в принципе можно что-то сделать. Это никак не укладывалось в голове, возможно потому что на самом Севкабеле все еще только проектировалось. Но потом, осенью 2018-го началось какое-то движение, и я почувствовал и поверил в то, что это будет одно из самых перспективных и интересных пространств, и подумал, что клуб мог бы стать его частью, здесь может произойти синергия. Я пригласил архитекторов, мы долго смотрели, чертили-крутили, поняли, что брать небольшой кусочек, 400–600 метров — бессмысленно, тем более что надо было сделать огромную стену, чтобы отсечь клуб от остального цеха, на это ушла бы половина бюджета. Когда мы стали «отрезать» больший кусок цеха, пробовать другие конфигурации, сначала было 800, потом 1200, но оптимальной стала площадь 1600 метров. При этом мы понимали, что так мы сможем делать большие концерты на 2500–3000 человек. Я прикинул экономику всего этого...
И понял, что не хочешь ограничивать себя только концертами? Это очень в духе времени
Да, все верно. Одна из идей «Морзе» — там можно делать две конфигурации: большую и малую. Малая — это когда по передней части балкона вывешиваем занавес, и тогда это комфортное помещение для концертов от 400 до 1500 человек. Сейчас мы также проработали вариант сделать на втором этаже пространство с условным названием «МОРЗЕБАР», где можно проводить небольшие концерты на 150–300 человек, делать лекции, творческие встречи. Такая многоформатность дает огромные возможности. При этом у нас были концерты на 2700 человек.
То есть «Морзе» — это больше, чем мы думаем?
Намного! Еще одна идея, которую мы воплощаем: «Морзе» — клуб-фестиваль. Это означает, что мы готовы делать небольшие фестивали, необязательно музыкальные — фестиваль крафтового пива, маркет еды, у меня есть несколько новых идей. Еще есть выход в цех — самое большое ивент-пространство Севкабель Порта, это дает возможность устраивать совместные большие события, используя всю эту территорию.
Как быстро вы планируете заработать в полную силу? Вы открылись 26 июня 2019 года концертом великих шотландских рокеров Primal Scream, а закрылись в марте. Вы даже не отпраздновали и года работы.
Мы действительно открыли клуб в июне — и тогда «Морзе» был не доделан полностью, ну это как вы пригласили друзей на новоселье, но у вас все равно не доделана комната, еще не везде стены доделаны и т. д. На открытии практически всех клубов, которые я посещал, ровно такая же ситуация. Более-менее мы стали делать концерты с сентября, в ноябре-декабре мы начали понимать свою площадку, а дальше январь — мертвый месяц, немного мероприятий в феврале, а в марте все закрылось. Мы не то что не вышли на рабочую мощность, но даже еще не запустились так, как нужно. То есть по сути, мы еще находимся в процессе становления. Должен пройти год нормального функционирования (без закрытий, пандемий и ограничений!), чтобы выйти на рабочую схему — и мы еще этот год не прошли.