Грибы и роботы
Эко-тревожность, Art&Science и, конечно, Грибы! Создатели робототехнической инсталляции «Керосиновые хроники. Гриб», участники арт-группировки «Куда Бегут Собаки», поговорили с кураторами выставки HYDRA в Севкабеле.
Выставка HYDRA. Эко-тревожность и Art&Science. Вообще про что это?
Кураторы: Эко-тревожность констатирует твое психическое состояние. Ты чувствуешь надвигающуюся угрозу, но у тебя не хватает информации для здравой оценки. Когда мы только начинали разрабатывать идею выставки HYDRA, то точно знали, что не хотим выступить с алармистской позицией. Нам было важно нестандартное видение проблемы. Антропоцен — ужасно эгоцентричная концепция: представление о человеке, который может по своему желанию разрушать планету и «чинить» ее. На самом деле планета глобально сильнее, и главный вопрос экологии не про спасение планеты, а про спасение экосистемы, в которой обитает человек.
Сегодня в Art&Science многое связано с экологической тематикой, поскольку художники работают с реалиями повседневности. Тут, с одной стороны, есть глобальная информационная повестка, от которой не уйти. А с другой — новые средства и инструменты, позволяющие увидеть масштабы влияния человека на экологию: карты пожаров, затоплений и так далее. Раньше не было возможности собрать всё это воедино в реальном времени и представить наглядно. К тому же развивается гражданская наука — с помощью большого числа участников мы получаем разносторонние сведения и big data, и картинка выглядит полнее.
КудаБегутСобаки: Вообще сейчас интерес к экологии — наша неизбежность. В социуме возникают волны мыслей о какой-нибудь проблеме, и ты не можешь абстрагироваться, работает информационная чувствительность. Сейчас экология — новая политика или даже новая религия. В отношении к природе человек может совершить выбор в пользу варианта «не сделать чего-то, чтобы не сделать хуже», и здесь появляется парадокс свободы и несвободы: все, кто понимают свою свободу головой, принимают на себя ответственность. И здесь же понимают, что от природы им не освободиться в принципе: человечество — это ее часть.
Кураторы: Экологию даже можно назвать новой философией, ведь она про место человека в мире и его взаимодействия с ним, со всем другим живым и неживым. В проекте HYDRA нам удалось избежать традиционного упаднического нарратива.
Как найти и где искать керосиновый гриб?
Кураторы: Когда «Куда Бегут Собаки» предложили историю про керосиновый гриб, мы ужасно вдохновились! Это очень круто: ваш проект про организм, который только выигрывает на трэшовой и антиэкологичной деятельности человека. Почему вас заинтересовал керосиновый гриб?
КудаБегутСобаки: Когда мы впервые о нем услышали, то первая реакция была: «Да ладно! Такого не может быть!» Мы много времени потратили просто на проверку того, что это не фейк, потому что все звучало совершенно безумно. А когда поняли, что гриб реально есть, мы всерьез занялись этим явлением. С керосиновым грибом и выставкой про экологию у нас все круто срослось – это же идеальное несовпадение! Мы отнеслись к этому как к точке конфликта, который помогает проекту развиваться.
Кураторы: А у нас даже не было такого чувства несовпадения. Казалось подходящим, что выбран именно гриб — есть, конечно, разные другие существа, бактерии, которые также питаются созданными человеком субстанциями. Но гриб живет на керосине, а керосин — это такой символ развития технологической цивилизации. Керосиновый гриб растет благодаря искусственной человеческой среде, но при этом и без людей он может адаптироваться к жизни. Есть масса организмов, которым наши экологические катастрофы не очень-то страшны: они жили до нас и будут жить после. И ваш проект как раз об этом.