Гид по самым неудобным вопросам про исторический центр Петербурга

Собака.ruБизнес

Эпоха рестраврации

Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Мы собрали гид по самым неудобным вопросам про старый город.

Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Действительно ли градозащитники спасают памятники? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам?

Действительно ли Петербург разрушается? Или это преувеличенные разговоры?

Впечатление ветшания старого Петербурга создается, в первую очередь, из повседневных ощущений. Где-то обвалилась штукатурка, все больше домов затянуты сеткой. Согласно статистике КГИОП, в Петербурге всего 8 977 объектов культурного наследия, из них примерно треть нуждается в реставрации, 113 находится в неудовлетворительном состоянии.

Кроме того, внутри исторического центра Петербурга есть еще тысячи рядовых зданий, которые не являются сами по себе памятниками, но все вместе составляют ценность старого города. Относительно того, сколько таких обычных старинных домов нуждаются в ремонте или уже стали аварийными, статистики не ведется.

На самом деле, ничего сиюминутно катастрофического ни в приведенных цифрах, ни в том, что мы видим, нет. Непосредственной угрозы существованию центра Петербурга как цельному памятнику наследия нет. Даже если представить себе, что все дома, находящиеся сейчас в аварийном состоянии, в конце концов окажутся разрушены, Петербург как объект Всемирного наследия продолжит существовать. Лишившись нескольких сотен — или даже тысячи — зданий, огромный исторический центр города не изменится радикально и не утратит своей нынешней структуры.

Плохая новость в том, что мы наблюдаем процесс, который идет скорее в сторону деградации исторического центра. Пока он не слишком быстрый, но при некотором стечении обстоятельств он может ускориться, и тогда ситуация примет действительно катастрофический оборот. Пока этого не случилось — самое время подумать над стратегией, которая позволила бы лучше поддерживать старый город.

Все согласны с тем, что исторический центр Петербурга нужно сохранить. Почему, несмотря на это, проблема все еще существует?

Если коротко, то дело в том, что Петербург — уникальный памятник в том числе и по своим размерам, это самый большой рукотворный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в мире. Его сохранение предполагает не просто запрет на его снос, но некие активные действия. Нужно находить способы привлекать в старый город как можно больше денег и людей. Опыт других городов, например Парижа, показал, что тактически поддержание исторической застройки требует больших затрат, несмотря на то что стратегически подобный актив является бесценным. Сейчас градостроительная политика Петербурга не оптимальна для целей сохранения наследия именно с точки зрения привлечения инвестиций. Под инвестициями подразумеваются вложения самого разного масштаба. Имеют значение и застройщики, которые должны понимать, что их вложения в старые здания могут окупиться; и большие компании, которые могли бы устраивать себе офисы в центре города; и мелкий бизнес. И просто горожане, которые хотели бы жить в доходном доме где-то в Коломне.

Игорь Водопьянов

Девелопер, в сотрудничестве с архитектором Сергеем Чобаном приспособил под бизнес-центр завод «Лангензиппен» на Каменноостровском проспекте

Говорить, что исторический центр Санкт-Петербурга нужно сохранить, — то же самое, что говорить, что лучше быть богатыми и здоровыми, то есть само по себе это довольно бессмысленное утверждение. Я думаю, фундаментально проблема в том, что многие люди под «сохранить центр Петербурга» подразумевают «ничего в нем не трогать». Это эффективная политика с той точки зрения, что через год ничего не рухнет, но со временем просто будет становиться все более и более обшарпанным.

Я считаю, что каждый петербуржец должен побывать в Гаване, столице Кубы. Она выглядит как Петроградская сторона, на которой произошел апокалипсис, а потом убрали весь мусор и подперли стены бревнами. Самое интересное, что так как подперто все бревнами очень давно, то к этим бревнам привязали новые бревна. Ты идешь и видишь насквозь весь квартал. В одном доме пустой первый этаж, но кто-то живет на втором и пятом. А в другом доме никто не живет совсем.

Вот это результат той самой политики «оставить все как есть». Я бы не шел по такому пути, все-таки у нас много хуже климатические условия, чем на Кубе. «Оставить все как есть» можно в городе масштаба Таллина, там действительно средневековая часть очень небольшая, но центр Петербурга гигантский, здесь нужно создавать условия для того, чтобы бизнесменам хотелось вкладывать в него деньги. Я пока этого не хочу.

Почему вообще наследие так важно сохранить?

Многим сам вопрос кажется кощунственным, но он не такой уж и праздный. Представляя, почему и зачем мы сохраняем город, мы сможем лучше понимать, как это надо делать.

Действительно, человечество далеко не всегда относилось трепетно к тому, что ему досталось от предыдущих поколений. Идея сохранения наследия стала модной в Европе в XIX веке, когда мир начал развиваться слишком быстро и стало очевидно, что если старину не беречь специально, то от нее просто довольно быстро ничего не останется. Логика постоянного развития также предполагает уникальность каждой эпохи, то есть мы не можем повторить то, что создавалось 100 или 200 лет назад, — вот еще одна причина, почему мы считаем важным оставить это существовать как можно дольше.

Кроме того, XX век показал, что традиционные европейские города обладают рядом достоинств, которых часто лишена современная застройка — они визуально интересны, красиво стареют, их структура способствует многолюдности улиц и площадей, развитию малого бизнеса вроде лавок и кафе.

В Петербурге систематическая деятельность по охране наследия ведется со времен блокады, когда городу действительно грозило разрушение и многие архитекторы старались вручную зарисовать некоторые важные памятники с тем, чтобы в случае утраты их можно было бы восстановить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Еда Еда

Фудмолл Vokzal 1853 — новая достопримечательность Петербурга

Собака.ru
«Волковская пивоварня». Пиво имени себя «Волковская пивоварня». Пиво имени себя

Директор «Волковской пивоварни» рассказал нам как живёт российский крафт

4x4 Club
Время рожать Время рожать

Плюсы и минусы каждого возраста для рождения ребенка – от 20 до 40+

Лиза
Что не так с принцем Гарри и его книгой «Запасной» — мнение психолога Что не так с принцем Гарри и его книгой «Запасной» — мнение психолога

Как стоит вести себя «обидчику» и «обиженному», чтобы разрешить конфликт?

Psychologies
Научный стендап Научный стендап

Новые лица петербургской науки дают простые ответы на сложные вопросы

Собака.ru
Да будет свет! Да будет свет!

Светлый функциональный интерьер без излишней декоративности

SALON-Interior
Что такое ChatGPT, что он умеет и как им пользоваться в России? Что такое ChatGPT, что он умеет и как им пользоваться в России?

Рассказываем, в чем суть чат-бота ChatGPT

Правила жизни
Объятия, комплименты, свидания: 14 рецептов семейного счастья — советы психологов Объятия, комплименты, свидания: 14 рецептов семейного счастья — советы психологов

Уважение, одобрение, близость… Как воплотить эти принципы в реальной жизни?

Psychologies
Одна вокруг света: Перст Бога в парке Серра-дуз-Органс и «золотой маршрут» Одна вокруг света: Перст Бога в парке Серра-дуз-Органс и «золотой маршрут»

203-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Перст Бога

Forbes
Викинги целое столетие не могли победить небольшой монастырь в Кенте Викинги целое столетие не могли победить небольшой монастырь в Кенте

Монастырь Лайминдж сопротивлялся разрушению викингами почти столетие

TechInsider
Откровенные фото: как раскрепоститься перед камерой — 6 секретов Откровенные фото: как раскрепоститься перед камерой — 6 секретов

Как чувствовать себя сексуальной и раскрепощенной перед камерой?

Psychologies
«Нежность недооценена»: зачем нужна забота в отношениях — личное мнение «Нежность недооценена»: зачем нужна забота в отношениях — личное мнение

Нежность — одна из недооцененных эмоций нашего несентиментального времени

Psychologies
Шарлотта Генсбур и эволюция мальчиков: чем запомнилась неделя мужской моды в Париже Шарлотта Генсбур и эволюция мальчиков: чем запомнилась неделя мужской моды в Париже

Как прошли показы коллекций осень-зима 2023/24

Forbes
Модификация квантового алгоритма Шора показала возможность взлома банковских криптосистем Модификация квантового алгоритма Шора показала возможность взлома банковских криптосистем

Группа китайских математиков модифицировала алгоритм Шора

TechInsider
Вечность болот Вечность болот

Самые крупные болотистые территории на Земле

Вокруг света
5 особенностей нашего тела, доставшихся человеку от невообразимо далеких предков 5 особенностей нашего тела, доставшихся человеку от невообразимо далеких предков

Многие черты нашего тела восходят к миллионам лет назад в древе жизни

TechInsider
Ест насекомых, стучит по самолету, не пользуется мылом: самые необычные привычки знаменитостей — спорим, ты не знала Ест насекомых, стучит по самолету, не пользуется мылом: самые необычные привычки знаменитостей — спорим, ты не знала

Уверены, ты удивишься ритуалам этих звезд.

VOICE
С дерева – в лечебный чай С дерева – в лечебный чай

Чага березовая: польза, применение, рецепты

Лиза
20 мифов об алкоголе, в которые пора бы перестать верить 20 мифов об алкоголе, в которые пора бы перестать верить

Задаем странные вопросы врачу-токсикологу Алексею Водовозову

Maxim
«У нас юбилей! 35 лет вместе!»: жена Валентина Юдашкина показала редкое фото с ним в молодости «У нас юбилей! 35 лет вместе!»: жена Валентина Юдашкина показала редкое фото с ним в молодости

Супруга Валентина Юдашкина обнародовала нежные кадры с избранником

VOICE
Как психологически подготовиться к релокации: советы для эмигрантов Как психологически подготовиться к релокации: советы для эмигрантов

Как подготовиться к эмиграции и оставаться сильным в этой непростой ситуации

Psychologies
Как ездить зимой на велосипеде и насколько это безопасно? Как ездить зимой на велосипеде и насколько это безопасно?

Вокруг зимней езды на велосипеде ходит множество слухов и мифов

TechInsider
Долго и счастливо: 5 мифов об идеальном союзе — проверьте себя Долго и счастливо: 5 мифов об идеальном союзе — проверьте себя

Cамые распространенные заблуждения, которые мешают обрести реальную любовь

Psychologies
О чем думать и что делать, чтобы дольше продержаться во время секса? О чем думать и что делать, чтобы дольше продержаться во время секса?

6 проверенных приемов, которые не позволят тебе прийти к финишу быстрее девушки

Maxim
Культовые кроссовки, выпуск 7: история adidas Samba — футбольной пары, ставшей универсальной Культовые кроссовки, выпуск 7: история adidas Samba — футбольной пары, ставшей универсальной

Разбираемся в феномене популярности модели adidas Samba

Правила жизни
Чтобы выжить, надо верить в лучшее: как «прокачать» в себе оптимизм — советы социального психолога Чтобы выжить, надо верить в лучшее: как «прокачать» в себе оптимизм — советы социального психолога

Что поможет нам выстоять в трудные времена, которые длятся и длятся?

Psychologies
Когда хочется сказать «нет»: как отказать партнеру в сексе — психологический разбор Когда хочется сказать «нет»: как отказать партнеру в сексе — психологический разбор

Почему некоторые женщины не находят в себе сил отказать в сексе

Psychologies
«Сначала сделала, потом подумала» «Сначала сделала, потом подумала»

В чем опасность импульсивности и как научиться себя контролировать?

Лиза
«Доктрина истинной женственности»: как викторианская эпоха заперла женщин дома «Доктрина истинной женственности»: как викторианская эпоха заперла женщин дома

Как век промышленного развития чуть не оставил женщин за бортом прогресса

Forbes
Призраки прошлого: как я жил в Аушвице — воспоминания ребенка узников концлагеря Призраки прошлого: как я жил в Аушвице — воспоминания ребенка узников концлагеря

Рассказ Миколая Гринберга о жизни на территории Аушвица

Psychologies
Открыть в приложении