Елизавета Боярская
Ученица Льва Абрамовича Додина и звезда МДТ выходит на сцену в роли Аркадиной в «Чайке» и Катерины Ивановны в «Братьях Карамазовых». А в кино появляется избирательно, зато всегда масштабно и в новых амплуа! В триллере о подростковом шутинге «Цикады» Лиза играет легкомысленную маму не по годам самостоятельного сына. А в сериале «Великая. Золотой век» Боярская примерила корсеты и противоречивый образ Екатерины II. Проект-мастси для любителей исторической точности снимали в парковых экстерьерах Царского Села и в интерьерах Екатерининского дворца. В версии Лизы Екатерина Алексеевна уже не робкая Золушка-Фике при дворе Елизаветы I, а самодержица со стальными нотами в голосе, доказавшая, кто тут кому теперь не пара, Петр III.
За чашкой чая в «Астории» с видом на Исаакиевский собор и в непосредственной близости от подаренного городу Екатериной II Медного всадника с Лизой поговорил историк, краевед и главный носитель петербургской идентичности Лев Лурье.
Чем Екатерина II похожа на Катерину «Леди Макбет» Измайлову
ЛУРЬЕ: Что вы думаете про своего персонажа в кино, молодую Екатерину II?
БОЯРСКАЯ: Вы имеете в виду о самой Екатерине Алексеевне или о персонаже? В нашем сериале «Великая. Золотой век» она ведь предстает и вполне зрелой — охвачен период в 12 лет: с момента ее воцарения на престол в 33 года.
ЛУРЬЕ: О самой Екатерине Алексеевне.
БОЯРСКАЯ: Она была настолько разносторонним человеком — чего я только про нее не читала! Одни пишут, что Екатерина II — узурпаторша, и успехи ее — только во внешней политике, а во внутренней не было ничего хорошего. Другие утверждают, что ее правление — золотой век в истории России. Столько она успела всего за достаточно длительный срок царствования совершить — и хорошего, и ошибок. Очень многогранная, а потому неоднозначная личность.
ЛУРЬЕ: Она же такая Катерина Измайлова — мужа убила.
БОЯРСКАЯ: И это тоже. Екатерину II можно рассматривать с любой стороны и рассуждать, какая она была мать, любовница, политик, пиарщик и светская дама. Она могла примерно все: и книги сочиняла, и пьесы, и с Руссо и Вольтером переписывалась (как поклонница идей эпохи Просвещения, Екатерина состояла в переписке с европейскими философами-современниками, в том числе советовалась по некоторым вопросам, например, по поводу всеобщей вакцинации от оспы. — Прим. ред.). В ней одной смешалось огромное количество абсолютно разных качеств. Да, это женщина, которая не любила сына и, по сути, убила мужа (вернее, под ее началом был переворот). Но было бы очень просто сказать: «Екатерина — жестокая». Или: «Она хорошая».
ЛУРЬЕ: Я понимаю. Мы помним, что она ведь и Маше Мироновой из «Капитанской дочки» помогла освободить возлюбленного. Просто политика — такое занятие, в котором без цинизма не обойтись.
БОЯРСКАЯ: Да-да-да. Мне в ней еще интересно, что же это за человеческие качества, которые могут заставить женщину всем этим заниматься.
ЛУРЬЕ: Думаю, в этом есть и актерство: быть на виду. Политика — это сцена и аудитория.
БОЯРСКАЯ: И она с этим блистательно справлялась.
ЛУРЬЕ: При этом Александр Сергеевич, например, ненавидел Екатерину Алексеевну. Так же, как и его тезка Грибоедов.
БОЯРСКАЯ: Как и Радищев.
ЛУРЬЕ: Это такая власть Троекуровых против власти Дубровских. Павел I — это Дубровский Екатерина II — Троекуров. И замечательная идея была у нее про превращение своей опочивальни в высшую партийную школу. Такая проверка кадров — это не про сексуальные вещи, а про обретение соратников. И фавориты у нее всегда не переменные, а последовательные. То есть не сразу несколько, а всегда только один, пусть и всего на неделю. Не понравился — получил тысячу душ крестьян, графское достоинство и на всю жизнь обеспечен, а потомки становятся Ланскими, Заводовскими и так далее. А кто-то был и долго, как тезки Григории Орлов и Потемкин.
БОЯРСКАЯ: Да, и так в их лице появлялся абсолютно надежный человек, на которого можно опереться и которому можно доверять.
ЛУРЬЕ: Это то, что любил и Леонид Ильич Брежнев — бережное отношение к кадрам. Идея в том, чтобы не создавать себе врагов из окружения, поощрять их и смотреть сквозь пальцы на плутовство и казнокрадство. Такты сразу приобретаешь много голосов.
БОЯРСКАЯ: А соратники для Екатерины Алексеевны были очень важны. Собственно, у нее же прав на престол ноль целых ноль десятых.
ЛУРЬЕ: Ее право на престол доказано разве что надписью, которую она сделала на Медном всаднике — «Петру Первому Екатерина Вторая». Это миф, что она является продолжательницей Петра. Они совершенно не похожи, разве что оба деятельные и способные. У Екатерины нет его желания все делать руками и рвать зубами. Она и воинственной не была.
БОЯРСКАЯ: Мне кажется, важно, что Екатерина — немка (урожденная София Августа Фредерика — дочь князя Ангальт-Цербстского и племянница шведского короля Адольфа Фридриха, родилась на тот момент в немецком городе Штеттине, перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерина Алексеевна перед обручением с Петром III.— Прим. ред.). Это проявляется во всем: как она вела политику, какой была активной и деятельной. Это про дотошность, педантизм, постоянное желание внутреннего развития. Екатерина бесконечно читала, интересовалась буквально всем. В ней нет лени или размеренности, которая была, скажем, в Елизавете Петровне. Жизнь быстротечна, и ей хотелось успеть во всем. В том числе в театральных постановках — она сама их сочиняла и даже иногда участвовала. Азартная женщина!