Анна Ялова
Выпускница СПбГУ по специальности «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и экс-журналист, уже год как приняла руководство ЦВЗ «Манеж», убрав приставку «зам-» от должности «директор». Но стратегией и фандрайзингом дело не ограничивается: Анна — автор концепций проектов «Первая позиция. Русский балет» и «Город-герой Ленинград», ставших самыми посещаемыми за всю историю главной выставочной площадки Петербурга (у «Балета» — всего 176 000 зрителей, а у «Ленинграда» — 50 000 в первый же месяц — и это абсолютный рекорд!).
Выставка «Город-герой Ленинград» — очень лаконичная по архитектуре и очень эмоциональная по содержанию. Такое торжественное и историческое название родилось сразу?
Мы были уверены: проект должен называться только так, и никак иначе. Именно Ленинград — главное действующее лицо экспозиции, это рассказ про подвиг города и подвиг горожан. Мы подготовили аудиоспектакль — зритель идет по выставке, а его сопровождают голоса пяти ленинградцев (их озвучили Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Грабельный!) — и это социальный срез жителей осажденного города: женщины, дети, представители творческой и научной интеллигенции, члены их семей. Мы знаем, что блокада — это голод, холод, страх и смерть. Нашей выставкой мы хотели показать, почему Ленинград не удалось сломить — ведь даже в это страшное время ленинградцы находили в себе силы работать, противостоять врагу, верить, творить, любить.
Звучит как задача из высшей математики.
Да, и мы сделали выставку очень быстро — за девять месяцев. Для такого большого проекта — сроки минимальные: 4 000 квадратных метров, больше 600 предметов, в ней участвуют 50 музеев, архивов, библиотек и частных коллекционеров.
А началось все в апреле 2023-го: вместе с председателем комитета по культуре Санкт-Петербурга Федором Болтиным мы думали о выставке, которая показала бы жизнь осажденного города, сохранение его культурного и архитектурного наследия, мужество ленинградцев. Так родилась концепция: сопричастность, сочувствие — вот что самое важное. Только через эмоциональное сопереживание рождается понимание истории: мы решили, что необходимо рассказать не только факты о блокаде, но помочь зрителю прочувствовать, что пережили и испытали жители блокадного города.
Срежиссировать эмоции на выставке — как вы собирались с этим работать?
Я обратилась к тому, кто умеет соединять эмоции и информацию в высшей степени профессионально — к художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. «Знаю человека, который точно справится с этой сложнейшей задачей», — сказал Валерий Владимирович, и режиссером проекта стал Антон Оконешников. Я пришла на спектакль Антона «Двенадцать», была впечатлена именно режиссерской работой, а после мы долго разговаривали о блокаде, и стало понятно: у нас схожее представление о том, каким должен стать «Город-герой Ленинград».
Вскоре к нашей команде присоединились театральный художник Анастасия Юдина, архитектор Петр Толпин и драматург Анастасия Букреева (именно она работала с историческими дневниками блокадников и прописывала характеры персонажей для аудиогида!). Кроме того, над выставкой трудилась очень серьезная команда научных консультантов, а возглавил ее Никита Андреевич Ломагин — один из самый авторитетных историков блокады. И с ним мы сверяли буквально каждый наш шаг!
Например, мы хотели показать, как в блокаду работали рынки, но Никита Андреевич сказал: «Нет, ребята, все было совсем не так, как сейчас». Рынки того времени — это не торговые ряды, а стена с объявлениями. Например. «Обменяю на крупу и хлеб: 1) Санки детские (з-д. Кр. Знамя), 2) Шапка жен. чернобурая лисица, 3) Кухонный столик». Или: «За эвакуацию из Ленинграда за одного человека любым способом даю рояль “Шредера”». Узнав это, Анастасия Юдина предложила ход с инсталляцией: груда сложенной друг на друга мебели, а обратная сторона — стена с текстами подлинных объявлений того времени. Конечно, выставка — это художественное осмысление, но быть исторически корректными с фактами для нас было принципиально важно.