План-схема
Мы проникли на территорию «Мосфильма» и разнюхали, как сейчас тут все устроено. Спойлер: SNC взгрустнулось.
«Мосфильм»: каким он стал после советского периода
В 1990-е студию наводнили ушлые шаромыжники, они же – дешевые ханурики, они же – беспринципные арендаторы. Эти люди выращивали в кинопавильонах шампиньоны («Ну правильно, павильоны – это же идеальные теплицы, там сыро, темно и холодно», – нашептывает источник SNC) и разливали недорогую водочку. Фасовка грибов и разлив спиртосодержащей продукции продолжались до 1998 года – вплоть до момента, когда директором киностудии выбрали режиссера Карена Шахназарова. С ним «Мосфильм» обрел сравнительно приличный вид: в помещениях сделали ремонт и закупили новое оборудование.
И что теперь?
«Мосфильм» – не студия, а «киносервисное предприятие»: сдает в аренду площадки, реквизит и съемочное оборудование. Снимаете ТВ-шоу? Может, вам нужно смонтировать звук? Всегда пожалуйста. Вот вам и павильоны, большие и малые, и лучшая тон-студия (это про озвучку и звукозапись) в Москве с дорогим и важным залом Dolby Atmos.
Ну а собственно большого кино больше тут нет – креативный, так сказать, кластер разбежался еще в перестроечные времена, а новый так толком и не взрастили. Нет на студии собственных режиссеров и сценаристов. Штат предприятия сведен к минимуму. Под эгидой «Мосфильма» снимает только Шахназаров, а производственный корпус занимают небольшие студии со странными вывесками вроде «Кремлин Филмз».
Между собой мосфильмовцы именуют предприятие «моделью страны в миниатюре» – все хорошо, только ничего хорошего. Стабильность, которая стагнация. При этом студия не бедствует: частный инвестор «Альтера парк» строит новые павильоны, взамен получая землю под элитный ЖК. Закупается оборудование, идет ремонт. Только кинопроизводства нет. Итого: «Мосфильм» превратился в музей индустрии. На студию автобусами свозят школьников показывать костюмы из «Кавказской пленницы» и красивую декорацию «Старая Москва».