Сила искусства: самые дорогие работы в коллекциях российских бизнесменов
Миллиардеры из списка Forbes могут потягаться с лучшими музеями мира коллекциями шедевров живописи. Forbes Life рассказывает о самых дорогих приобретениях бизнесменов на мировых аукционах
По статистике международных аукционных домов российские покупатели по объему своих трат занимают 11 место. Гораздо больше искусства на аукционах покупают в США, Китае, Великобритании, Германии, Франции. Но проигрывая в массовости, российские коллекционеры демонстрируют невероятную целеустремленность и решительность в борьбе за избранный ими лот.
Аукционный дом Sotheby’s как минимум трижды отменял торги, реализуя право продавца принять доаукцинное предложение российского покупателя. Весной 2004 года в Нью-Йорке коллекцию изделий Фаберже из собрания семьи Форбс купил Виктор Вексельберг. По оценкам экспертов, сумма сделки составила около $100 млн. Коллекция вошла в собрание Музея Фаберже, открытого фондом Виктора Вексельберга «Связь времен» в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга. В 2007 году коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской купил до торгов Алишер Усманов. Эксперты оценивают сделку в $120 млн, коллекция выставлена в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. В 2013 году Вячеслав Кантор совместно с Петром Авеном купили до торгов, в режиме частной сделки картину Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». По мнению экспертов, они заплатили за работу около $10 млн. Самые крупные покупки на аукционах, сделанные российскими предпринимателями за последние 10 лет — в галерее Forbes Life.
Фрэнсис Бэкон, «Триптих», 1976
Покупатель: Роман Абрамович
Аукцион: Sotheby's, 2008
Сумма: $86 281 000
У триптиха прекрасный провенанс — единственный владелец в 1977 году купил его в лондонской галерее Marlborough, — и внушительная выставочная история. Впервые в январе 1977-го триптих был выставлен в парижской галерее Клода Бернара на выставке свежих работ Фрэнсиса Бэкона, оттуда уехал на 6-ую documenta в Касселе, затем в Мадрид и Барселону. В 1985 году появился в ретроспективе Бэкона, которая началась в лондонской Tate, затем гастролировала по Европе. В ноябре 1988 года был выставлен в Третьяковке в Москве, в 1990 в Лувре в Париже. Совершил большое американское турне, а в 2006-м выставлялся в галерее Ларри Гагосяна в Лондоне.