Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин
В Советском Союзе периодически появлялись странные транспортные средства. Рассмотрим сегодня некоторые из них
МАЗ-541: гигантский седан-тягач
В пятидесятые годы в СССР появились новые модели пассажирских самолётов: Ту-104 и Ту-114. Для их буксировки в аэропортах сперва использовались обычные армейские тягачи МАЗ-535. Грузовик подгонялся к самолёту и цеплялся специальной штангой за стойку шасси. Но «Пятьсот тридцать пятые» были большими и высокими, поэтому для этой цели подходили плохо. Под самолёт они не помещались, штангу приходилось цеплять длинную, а это ухудшало маневренность. Кроме того, двигаться туда-сюда по лётному полю на таком великане было небезопасно, особенно задним ходом. В итоге решили создать специальный «самолётный» тягач, который можно было бы подгонять вплотную к шасси под фюзеляж. Разработкой занимался МАЗ, а готовый автомобиль получил название МАЗ-541.
Машину сделали максимально низкой — чтобы пролезла под самолёт. Фактически у инженеров получился гигантский седан, оборудованный сцепным устройством. Длина машины составила почти 8 метров, ширина — почти 3,5, высота — под 3. Весил «седанчик» более 28 тонн!
Примечательно, что у МАЗ-541 было два поста управления: спереди и сзади. Это позволяло водителю (а, точнее, оператору) безопасно подогнать автомобиль к самолёту задним ходом, а потом пересесть вперёд.
Двигатель на МАЗ поставили танковый. Это был дизель объёмом 39 литров и мощностью 300 л.с. Он разгонял МАЗ (без самолёта) до 30 км/ч. «Седан» был способен тащить самолёт массой до 85 тонн. Экономичностью машина не отличалась: расход топлива равнялся 130 литрам на 100 километров.
Коробку передач МАЗ имел механическую, с тремя скоростями вперёд и с тремя назад. У тяжёлой машины не было гидроусилителя руля, поэтому управлять ей было трудно, но в Стране Советов удобству, как известно, особого внимания не уделялось.
Всего произвели три таких тягача. В дальнейшем появились ещё более тяжёлые самолёты, и машины потребовались уже другие.
Грузовик на базе лимузина — ЗИЛ по прозвищу «Чебурашка»
В шестидесятые годы на ЗИЛе были созданы новые образцы правительственных лимузинов. Как и любую другую технику, их требовалось испытывать. Испытания таким машинам полагались разные. В том числе — длительные ходовые, подразумевавшие поездки по дорогам страны. А с заправками в Советском Союзе было плохо. АЗС было не так много, бензин на них часто заканчивался, а качество его оставляло желать лучшего. Мало того, для лимузинов он часто вообще не подходил.