Различий в субъективных переживаниях от ЛСД и псилоцибина почти не нашлось
Субъективный опыт измененного состояния сознания, который люди переживают после приема ЛСД и псилоцибина, скорее всего, зависит от дозы, а не от самого вещества. Наблюдаемые у 28 здоровых людей переживания после приема псилоцибина и ЛСД оказались во многом сопоставимы, за исключением того, что продолжительность действия псилоцибина была короче. Кроме того, участники не могли достаточно точно определить, в какой момент, какой препарат и в какой дозе принимали, но зато почти безошибочно понимали, когда принимали плацебо. Статья опубликована в журнале Neuropsychopharmacology.
В настоящее время ученые изучают, как можно использовать психоделики, чаще диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) и псилоцибин, для облегчения разнообразных страданий человека. Например, известно, что, они могут помочь ослабить депрессивные и тревожные состояния, в том числе вызванные опасными для жизни заболеваниями, боль и мигрени. Также небольшое исследование показало, что ЛСД снижает реакцию тех зон мозга, которые ответственны за возникновение страха.
Оба вещества, ЛСД и псилоцибин, вызывают сложные изменения сознания за счет стимуляции рецепторов серотонина — 5-НТ2А-рецепторов. При этом в отличие от псилоцибина ЛСД также связывается с дофаминовыми рецепторами. Грубо говоря, механизмы их действия отличны. Однако пока не изучено, вызывают ли эти различия разные субъективные эффекты у людей.
Дополнить эти данные решили Маттиас Лихти (Matthias Liechti) из Базельского университета и его коллеги, которые оценили и сравнили субъективные, вегетативные и эндокринные эффекты (уровни кортизола, пролактина и окситоцина) от приема ЛСД и псилоцибина. В этом исследовании приняли участие 28 здоровых добровольцев — 14 мужчин и 14 женщин, десять из которых никогда не употребляли никаких запрещенных веществ за исключением каннабиса.
Все участники за пять визитов приняли плацебо, ЛСД (100 и 200 микрограмм) и псилоцибин (15 и 30 миллиграмм), после чего за ними наблюдали в течение 24 часов. При этом периодически в течение всего этого времени, а также за час до приема участников опрашивали об их субъективном опыте: настроении, выраженности тревоги, погружении в блаженное состояние, отрыве от тела, нарушении контроля и когнитивных процессов, изменении восприятия, качестве возникающих образов, мистических переживаниях и эстетических ощущениях, выраженности синестезий — способности воспринимать одно чувство средствами другого, например, слышать цвета или видеть звуки. Также на протяжении времени наблюдения и за час до приема у частников оценивали вегетативные показатели — артериальное давление, частоту сердечных сокращений, размер зрачков и температуру тела. Кортизол, пролактин и окситоцин измеряли до и через два с половиной часа после введения препарата или плацебо. Уровни