Сцепление автомобиля: как оно работает и почему ломается
Сцепление — одна из важнейших частей любого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. Оно выполняет одну и ту же задачу — позволяет автомобилю ехать или стоять на месте при работающем моторе
Разбираемся, как работает сцепление, каким бывает и как понять, что оно неисправно.
Что такое сцепление
Сцепление — это механическое устройство, которое передает крутящий момент от двигателя к колесам и отключает ведущий вал от трансмиссии. Это означает, что машина может стоять на месте даже при работающем моторе, а переключение передач и трогание с места происходит плавно.
На «механике» водитель управляет им через нажатие третьей педали (крайне левой). У моделей с АКПП передача крутящего момента реализована иначе и за него отвечает гидротрансформатор.
Сцепление всегда расположено между двигателем и трансмиссией. В классическом варианте, для МКПП, его главные рабочие элементы это:
- Маховик. Тяжелый диск с зубчатым венцом, который жестко зафиксирован на коленчатом валу ДВС. К его обратной стороне крепится корзина сцепления.
- Диск сцепления. Прижимается к маховику и для этого покрыт специальным композитным материалом устойчивым к трению.
- Демпферные пружины. Уравнивают колебания и вибрации от работающего двигателя.
- Диафрагменная пружина. Отвечает за разрыв мощности за счет движения внутренней кромки (лепестков). Работает с выжимным подшипником, которые перемещает вилка.
Для чего нужно сцепление
Работающий двигатель постоянно вращается, а колеса при этом могут не двигаться. Если трансмиссия останется подключенной, а водитель попытается затормозить, то мотор заглохнет. Другие функции сцепления:
- плавный старт и легкое переключение передачи;
- снижение вибрации от работающего ДВС;
- защита трансмиссии от рывков двигателя, инерционных перегрузок и износа.
Как работает сцепление
Большую часть времени сцепление включено, то есть диск прижат к маховику. Поэтапно процесс включения и выключения выглядит так:
- Водитель нажимает педаль сцепления;
- Это усилие через трос или по гидравлической магистрали передается на вилку;
- Выжимной подшипник перемещается и утапливает лепестки диафрагменной пружины;
- Связь «двигатель-трансмиссия» разрывается;
- Водитель выбирает нужную передачу и плавно отпускает педаль, скорость вращения маховика и ведомого диска уравниваются;
- Диск сцепления прижимается к маховику и передача крутящего момента возобновляется.
Виды сцепления
Существует много способов сцепления/расцепления связи ДВС и КПП. Некоторые из систем, например конусные или ленточные, устарели и применяются крайне редко. Другие используются только в гоночных или тяжелых грузовых авто. Самый массовый тип сцепления — дисковое. Оно применяется в автомобилестроении с начала XX века и постоянно дорабатывается инженерами. Сегодня все сцепления делятся на: