Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета»

Seasons of lifeКультура

Цветная эволюция

Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета», который поставил испанский хореограф Хуанхо Аркес. Его вдохновила картина художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя: цвета и оттенки картины переданы через танец и ткань.

Текст Залина Кантемирова
Фото пресс-материалы

Я очень удивилась, когда услышала, что вы решили сделать балет, вдохновившись конструктивистской картиной. Вы просто увидели картину и подумали: «Ух ты, это будет круто?»

Мы придумали эту идею вместе с драматургом Фабьен Вегт. Я сказал: «Хочу сделать балет, который бы длился полный вечер, но хочу играть с цветом, а не с историей». Возникла идея картины. Мы выбрали «Танец» Матисса с очень богатым цветом. Потом подумали, что Матисс, конечно, интересен, но надо подумать еще. Я упомянул конструктивизм, русский авангард, и мы начали искать картины из этого периода, например, Кандинского. Но все это было слишком взрывное, а нам было легче работать с картиной, где были более линейно организованные цвета. Так мы и остановились на работе Мохой-Надя. Нужно было найти музыку. Мы послушали много разных симфоний и остановились на Джоне Адамсе. Мне захотелось создать балет, в котором цвет будет взаимодействовать с музыкой. Мне не очень интересно просто иллюстрировать какую‑то историю, которая уже кем‑то рассказана, мне хотелось создать историю из ничего.

Вы не хотели, чтобы в балете был конкретный сюжет?

Да, мне стало интересно создать повествовательный балет из чего‑то абстрактного. Я решил последовать за цветом на картине. На первый взгляд, она выглядит очень простой, но на самом деле там очень много смысловых слоев. Вообще, то что происходит до начала процесса репетиций, как правило, бывает намного сложнее самих репетиций. Я решил внимательно рассматривать картину слева направо, анализируя последовательность цветов: как они появляются на картине и какие между ними отношения. Например, первым слева будет черный — и в начале балета все черное; нет ничего, нет света. Потом появляется серый, потом белый, и мы используем эти цвета на сцене с помощью танцоров, света и декораций. Затем мы изучили символическое значение цветов, какой смысл эти цвета имеют в разных культурах, и попытались найти наиболее мощные смысловые акценты, которые в сочетании с музыкой генерировали бы эмоции. Сама картина, на первый взгляд, не очень выразительная, но когда вы перестаете на нее смотреть, ваш мозг начинает сам вдруг создавать новую, собственную интерпретацию картины, цвета и того, как этот цвет на вас лично влияет. У зрителя возникает личная интерпретация. А это именно то, чего мы хотим добиться. Собственно, поэтому мы и назвали спектакль «Транскрипция цвета».

Мне кажется, что современный балет вообще не очень любит «рассказывать истории», с чем это связано?

Да, концепции сюжетного повествования и абстракции очень далеки друг от друга. Но вариант, когда зрители просто сидят и смотрят, не подключаясь, мне уже неинтересен. В некотором смысле я хочу создать новую форму, чтобы история рождалась из «я не понимаю, о чем он говорит». Это новый способ анализировать и создавать балет, в котором сами зрители ответственны за то, чтобы создавать собственную историю. Наши действия на сцене не будут очевидно показывать, что происходит, как это было бы в сюжетном балете: дело не в сюжете, а в эмоциональном подключении. Мне кажется, в этом смысле наш спектакль будет доступен всем. Я люблю, когда внимание зрителя держится от начала до конца. Мне не нравится, когда зрителям становится скучно и происходит дисконнект, поэтому все должно постоянно двигаться. Конечно, можно привлечь внимание зрителя какими‑то необычно декорированными костюмами или декорациями, но это минут на десять, потом он отвернется и ему все равно станет скучно. Поэтому держать внимание нужно другим. Своим артистам я все время говорю, что они не должны использовать свой «балетный» мозг, а пользоваться своим функциональным мозгом. Если я говорю: «Повернись и посмотри туда», то просто повернись и посмотри туда, не надо поворачиваться, вставать в позицию и потом смотреть, отчего создается чувство отстранения зрителей от сцены. Я хочу, чтобы артисты были сами собой. В России это как раз хорошо работает. Я стараюсь разбудить в них то, что они раньше не испытывали, что еще не развили, — быть более расслабленными на сцене и не играть роль, а скорее быть самими собой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Домашняя арт–галерея Домашняя арт–галерея

Новый проект студии «Детали» — колоритный современный интерьер

SALON-Interior
Роналду перешел в «Ювентус» после 9 лет в «Реале»: реакция сети на трансфер века Роналду перешел в «Ювентус» после 9 лет в «Реале»: реакция сети на трансфер века

Помимо новостей о ЧМ-2018 есть не менее важные события в мире футбола

Playboy
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Розовые волосы, футболка в сетку и широкие брюки против классики

GQ
Вторая жизнь бесполезных подарков Вторая жизнь бесполезных подарков

Получила презент, открыла коробку и поняла, что даритель не угадал...

Лиза
Дороже денег Дороже денег

Фильм Михаила Задорнова досняли на средства его поклонников

StarHit
Страх перед пенсией. Ученые развенчали мифы о пенсионной реформе Страх перед пенсией. Ученые развенчали мифы о пенсионной реформе

Повышение пенсионного возраста активно критикуют

Forbes
«Я стараюсь создавать вокруг себя позитив» «Я стараюсь создавать вокруг себя позитив»

Алсу отмечает двойной юбилей: ей исполнилось 35, и она уже 20 лет на эстраде

OK!
Самые татуированные футболисты чемпионата мира Самые татуированные футболисты чемпионата мира

Татуировки тренера сборной Аргентины Джорджа Сампаоли наделали много шума

Esquire
Виртуальная любовь: можно ли найти счастье в интернете Виртуальная любовь: можно ли найти счастье в интернете

Интернет стал большим супермаркетом, в котором найдется все

Psychologies
Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов

В центре исследований и разработок Dyson инженеры заново изобретают пылесос

Популярная механика
Большой трамплин: кто из российских футболистов воспользовался шансом жизни Большой трамплин: кто из российских футболистов воспользовался шансом жизни

Кому из российских футболистов удалось вывести карьеру на новый уровень после ЧМ

Esquire
Love is... Love is...

Ведущая «Дома-2» раскрыла «СтарХиту» секреты своего счастливого брака

StarHit
Факты о фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Факты о фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Самый солнечный фильм Советского Союза наконец раскроет тебе все свои секреты

Maxim
«Меня бесит, когда перебивают» «Меня бесит, когда перебивают»

Почему некоторых людей бесит, когда их перебивают?

Psychologies
Самые известные преступники мира: от Усамы Бен Ладена до Чарльза Мэнсона Самые известные преступники мира: от Усамы Бен Ладена до Чарльза Мэнсона

Bзвестные преступники, которые на долгое время вошли в историю

Playboy
Жажда скорости Генри Сигрейва Жажда скорости Генри Сигрейва

История Генри Сигрейва

Популярная механика
Три новых смартфона Nokia на Android - тема этого лета Три новых смартфона Nokia на Android - тема этого лета

Новые смартфоны Nokia 5.1, Nokia 3.1 и Nokia 2.1

Maxim
5 вопросов, которые подскажут, нужны ли вам перемены 5 вопросов, которые подскажут, нужны ли вам перемены

Многие привыкли плыть по течению, закрывая глаза на то, что их жизнь не идеальна

Psychologies
Купленная честность: договориться с совестью с помощью психотерапии Купленная честность: договориться с совестью с помощью психотерапии

Готовы ли мы искать истинные, глубинные причины наших внутренних конфликтов

Psychologies
Чем опасны народные поговорки Чем опасны народные поговорки

Наши эксперты проанализировали пять известных изречений

Psychologies
Самодельные СМИ Самодельные СМИ

Кто и как создает новые медиа в российских регионах

РБК
Нас всех водят за нос Нас всех водят за нос

Многие считают, что умеют не поддаваться чужим манипуляциям, но это не так

Psychologies
Лучшие шутки дня и скандинавская ходьба! Лучшие шутки дня и скандинавская ходьба!

Пенсионный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Ингмар Бергман: 18 цитат о кино, жизни и смерти Ингмар Бергман: 18 цитат о кино, жизни и смерти

14 июля 2018 года ровно 100 лет со дня рождения Ингмара Бергмана

Psychologies
С горочки спустился С горочки спустился

Мы встретились с чемпионом России по форкроссу Иваном Кунаевым

Популярная механика
Золотой запас Золотой запас

Курорт Коста-Даурада

Лиза
Жить на свои. Как накопить на пенсию, не ожидая милостей от государства Жить на свои. Как накопить на пенсию, не ожидая милостей от государства

Единственный способ обеспечить себе пенсию в России — накопить на нее самому

СНОБ
Стивен Сигал: Меня трудно с кем-либо перепутать Стивен Сигал: Меня трудно с кем-либо перепутать

У актера теперь официальная работа в России

Лиза
Нефть, рубль и кошелек: сколько заплатит потребитель за маневр правительства Нефть, рубль и кошелек: сколько заплатит потребитель за маневр правительства

Сможет ли изменение фискальных условий помочь развитию нефтепереработки

Forbes
У меня будет стадо бычков У меня будет стадо бычков

Арине Смирновой не нравилось работать в рекламе – и она стала фермером

Домашний Очаг
Открыть в приложении