Цветная эволюция

Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета»

Seasons of lifeКультура

Цветная эволюция

Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета», который поставил испанский хореограф Хуанхо Аркес. Его вдохновила картина художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя: цвета и оттенки картины переданы через танец и ткань.

Текст Залина Кантемирова
Фото пресс-материалы

Я очень удивилась, когда услышала, что вы решили сделать балет, вдохновившись конструктивистской картиной. Вы просто увидели картину и подумали: «Ух ты, это будет круто?»

Мы придумали эту идею вместе с драматургом Фабьен Вегт. Я сказал: «Хочу сделать балет, который бы длился полный вечер, но хочу играть с цветом, а не с историей». Возникла идея картины. Мы выбрали «Танец» Матисса с очень богатым цветом. Потом подумали, что Матисс, конечно, интересен, но надо подумать еще. Я упомянул конструктивизм, русский авангард, и мы начали искать картины из этого периода, например, Кандинского. Но все это было слишком взрывное, а нам было легче работать с картиной, где были более линейно организованные цвета. Так мы и остановились на работе Мохой-Надя. Нужно было найти музыку. Мы послушали много разных симфоний и остановились на Джоне Адамсе. Мне захотелось создать балет, в котором цвет будет взаимодействовать с музыкой. Мне не очень интересно просто иллюстрировать какую‑то историю, которая уже кем‑то рассказана, мне хотелось создать историю из ничего.

Вы не хотели, чтобы в балете был конкретный сюжет?

Да, мне стало интересно создать повествовательный балет из чего‑то абстрактного. Я решил последовать за цветом на картине. На первый взгляд, она выглядит очень простой, но на самом деле там очень много смысловых слоев. Вообще, то что происходит до начала процесса репетиций, как правило, бывает намного сложнее самих репетиций. Я решил внимательно рассматривать картину слева направо, анализируя последовательность цветов: как они появляются на картине и какие между ними отношения. Например, первым слева будет черный — и в начале балета все черное; нет ничего, нет света. Потом появляется серый, потом белый, и мы используем эти цвета на сцене с помощью танцоров, света и декораций. Затем мы изучили символическое значение цветов, какой смысл эти цвета имеют в разных культурах, и попытались найти наиболее мощные смысловые акценты, которые в сочетании с музыкой генерировали бы эмоции. Сама картина, на первый взгляд, не очень выразительная, но когда вы перестаете на нее смотреть, ваш мозг начинает сам вдруг создавать новую, собственную интерпретацию картины, цвета и того, как этот цвет на вас лично влияет. У зрителя возникает личная интерпретация. А это именно то, чего мы хотим добиться. Собственно, поэтому мы и назвали спектакль «Транскрипция цвета».

Мне кажется, что современный балет вообще не очень любит «рассказывать истории», с чем это связано?

Да, концепции сюжетного повествования и абстракции очень далеки друг от друга. Но вариант, когда зрители просто сидят и смотрят, не подключаясь, мне уже неинтересен. В некотором смысле я хочу создать новую форму, чтобы история рождалась из «я не понимаю, о чем он говорит». Это новый способ анализировать и создавать балет, в котором сами зрители ответственны за то, чтобы создавать собственную историю. Наши действия на сцене не будут очевидно показывать, что происходит, как это было бы в сюжетном балете: дело не в сюжете, а в эмоциональном подключении. Мне кажется, в этом смысле наш спектакль будет доступен всем. Я люблю, когда внимание зрителя держится от начала до конца. Мне не нравится, когда зрителям становится скучно и происходит дисконнект, поэтому все должно постоянно двигаться. Конечно, можно привлечь внимание зрителя какими‑то необычно декорированными костюмами или декорациями, но это минут на десять, потом он отвернется и ему все равно станет скучно. Поэтому держать внимание нужно другим. Своим артистам я все время говорю, что они не должны использовать свой «балетный» мозг, а пользоваться своим функциональным мозгом. Если я говорю: «Повернись и посмотри туда», то просто повернись и посмотри туда, не надо поворачиваться, вставать в позицию и потом смотреть, отчего создается чувство отстранения зрителей от сцены. Я хочу, чтобы артисты были сами собой. В России это как раз хорошо работает. Я стараюсь разбудить в них то, что они раньше не испытывали, что еще не развили, — быть более расслабленными на сцене и не играть роль, а скорее быть самими собой.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как в кино Как в кино

Смелые англичане Дик и Энджел реставрируют собственный средневековый замок

Seasons of life, май'19
Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер» Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»

Жизнь русского фотографа Саши Гусова журналисты сравнивают с плутовским романом

Русский репортер, сентябрь'19
Плохое свидание Плохое свидание

Истории о неудачных свиданиях

Cosmopolitan, октябрь'19
Инь и Ян: действенные методы построения отношений Инь и Ян: действенные методы построения отношений

Как впустить в свою жизнь то, что сделает нас по-настоящему счастливыми?

Psychologies, июль'18
Юность Севера Юность Севера

Нежная красота в суровой жизни якутских детей и подростков

National Geographic, июль'18
Золотая надбавка. Госдума раскрыла зарплаты и пенсии депутатов Золотая надбавка. Госдума раскрыла зарплаты и пенсии депутатов

Депутаты получают на руки 347 000 рублей в месяц

Forbes, июль'18
Как правильно выбрать подушку. Пять основных законов Как правильно выбрать подушку. Пять основных законов

От подушки зависит не только то, как пройдет твоя ночь

Men’s Health, июль'18
8 удивительных фактов о динозаврах 8 удивительных фактов о динозаврах

Теплокровные, пернатые и заботливые. Такими были динозавры

Вокруг света, июль'18
We Happy Few и другие главные игровые новинки месяца We Happy Few и другие главные игровые новинки месяца

Игры, в которые стоит поиграть

Maxim, июль'18
Girl in Vogue: Варвара Шмыкова Girl in Vogue: Варвара Шмыкова

Актриса театра и кино о моде и любви

Vogue, июль'18
Генри Кавилл: “Усы приносят сразу и удачу, и неудачу” Генри Кавилл: “Усы приносят сразу и удачу, и неудачу”

Генри Кавилл о Томе Крузе, шпионах, футболе и символизме усов

Esquire, июль'18
Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно

Почему бизнес до сих пор сохраняет интерес к майнингу криптовалют?

Forbes, июль'18
В Исландии убит редкий кит: что известно на данный момент В Исландии убит редкий кит: что известно на данный момент

Исландских китобоев обвиняют в убийстве синего кита, охота на которых запрещена

National Geographic, июль'18
«Слишком много просчетов» «Слишком много просчетов»

Чтобы вылечить пенсионную систему, стоит разобраться, почему она заболела

Огонёк, июль'18
Как почистить место на iPhone и iPad Как почистить место на iPhone и iPad

Внутри — пара действительно дельных советов, как освободить место на iPhone

Maxim, июль'18
Телячьи нежности Телячьи нежности

Бланкет из телятины: блюдо для семейного торжества

Огонёк, июль'18
Тренд или случайность. Почему российские компании уходят с биржи Тренд или случайность. Почему российские компании уходят с биржи

С чем связан отказ российских эмитентов от публичного статуса?

Forbes, июль'18
7 самых популярных рукояток для тренажеров: разберись, что к чему 7 самых популярных рукояток для тренажеров: разберись, что к чему

Рукоять тренажера: руководство к применению

Men’s Health, июль'18
Модный гид по летним фестивалям: как одеться, чтобы выглядеть круто на концерте Модный гид по летним фестивалям: как одеться, чтобы выглядеть круто на концерте

Модная подборка образов для главных фестивалей этого лета

Cosmopolitan, июль'18
Гонки с препятствиями: как проверить себя на прочность Гонки с препятствиями: как проверить себя на прочность

Почему сотни людей по всему миру готовы бегать по грязи

Women’s Health, июль'18
Дайверы против акул: каких пляжей стоит избегать и как победить хищника врукопашную Дайверы против акул: каких пляжей стоит избегать и как победить хищника врукопашную

Почему акулы нападают на людей и как от них защититься

Men’s Health, июль'18
“Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино “Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино

Esquire отправился на фестиваль молодого европейского кино VOICES

Esquire, июль'18
Сицилийский план Сицилийский план

Если вы еще не были на Сицилии, пора включить остров в свои отпускные планы

OK!, июнь'18
Что надевать этой осенью? Что надевать этой осенью?

На работу, в университет, на вечеринку и в театр

GQ, июль'18
«Зарядку никогда не делаю»: как живет Тарзан «Зарядку никогда не делаю»: как живет Тарзан

Сергей Глушко рассказывал Men's Health, как устроен его распорядок дня

Men’s Health, июль'18
Вот это цирк! Вот это цирк!

Максим Никулин и его супруга Мария показали свой новый лофт в центре Москвы

AD, август'18
Как не позволить одной неприятности испортить целый день Как не позволить одной неприятности испортить целый день

Что делать, если каждый пустяк портит настроение

Psychologies, июль'18
«Вы что, мы шутили!»: типология «троллей» мундиаля «Вы что, мы шутили!»: типология «троллей» мундиаля

Кто травит русских девушек в соцсетях?

Psychologies, июль'18
Сказка станет былью. Искусственный интеллект убьет магазины Сказка станет былью. Искусственный интеллект убьет магазины

Искусственный интеллект может стать идеальным слугой

Forbes, июль'18
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Гид по браку для новичков

GQ, август'18