Рассказываем о становлении и развитии цензуры в прессе и публицистике

ForbesИстория

«Печать ведет себя все хуже»: как в Российской империи и СССР цензурировали СМИ

Василий Легейдо

Публика перед редакцией газеты «Вечернее время» 1900-е годы (Фото Карла Буллы / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга)

Противостояние независимой прессы и государства — не новая для России тема. И при монархии, и при Советском Союзе власти стремились к контролю над СМИ. Деятельность по укреплению режима с помощью цензуры сопровождалась запретами, обвинениями и преследованиями. Впрочем, репрессии против журналистов, редакторов и издателей не помешали развитию протестных настроений в Российской империи. Историк Василий Легейдо рассказывает о становлении и развитии цензуры в прессе и публицистике.

«Неограниченная гласность производит своеволие»

Взаимодействия печатных средств информации и власти в России с начала XVIII века определялись двумя факторами: безграничными полномочиями правителя и страхом перед реальными и потенциальным гражданскими движениями. Впрочем, 300 лет назад государство еще не выделяло прессу в отдельную область интересов и контролировало ее наравне с другими сферами общественной жизни. В ситуации покорности значительной части населения, когда любое инакомыслие расценивалось как преступление, власти постепенно начинали обращать внимание на тех, кто, во-первых, высказывал протестную позицию откровеннее других, а во-вторых, обладал аудиторией, способной воспринять «мятежные» идеи.

«Ежели мы не изобрели пороха, то это значит, что нам не было это приказано, — писал Михаил Салтыков-Щедрин. — Ежели мы не определи Европу на поприще общественного и политического устройства, то это означает, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут — и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут — и просвещение вместо школ сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и все, что угодно. Все начеку, все готово устремиться куда глаза глядят».

В соответствии с опубликованным в 1721 году «Регламентом» любое произведение, касавшееся духовных вопросов, могло быть опубликовано исключительно с разрешения Синода. Нарушителям грозил штраф и «жесткий ответ», под которым могли пониматься любые меры на усмотрение властей. В 1723-м Петр I постановил «печатать только те царские портреты, которые сделаны искусными мастерами, благовидные; безобразные же отбирать и отправлять в Синод».

Петр I подписывает указ (Фото DR)

Подобные меры хоть и не относились напрямую к цензуре прессы, но формировали логику отношений между государством и «четвертой властью» на ближайшие два столетия. Любое упоминание подданных государя и других представителей политической элиты в каком-либо контексте, кроме восторженного, теперь могло считаться преступлением, поскольку «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Отношение властей к подданным можно назвать параноидальным: жестоко наказывали даже тех, кто в качестве фигуры речи сравнивал себя с царем или, как казалось чиновникам, упоминал того без достаточного почтения. В 1728-м и 1739-м двух тамбовских крестьян подвергли избиению кнутом и сослали в Сибирь за фразы: «Глуп наш государь, кабы я был государь, то бы де всех временщиков перевешал» и «Ныне всех воров ловят и отводят к воеводе, а воевода их освобождает, кабы я был царь, то бы я всех воров перевешал».

До Екатерины II даже случайный жест могли интерпретировать как проявление неуважения или доказательство преступного намерения в отношении государя или государыни. Вступившая на престол в 1762 году императрица установила более умеренные порядки — например, подданных перестали судить за выпавший из рук на землю портрет правительницы или отказ выпить за ее здоровье на торжественном мероприятии. Однако Екатерина чрезвычайно болезненно относилась к негативным слухам о себе и в рамках кампании по их замалчиванию приняла «Указ о неболтании личного», приравнивающий слова к делам.

Формирование «правильных» взглядов через публицистику

На стыке XVIII и XIX веков оформлялась идея управления общественным мнением, в соответствии с которой власть должна была направлять настроения граждан в нужное русло. Пришло осознание того, что полный запрет на публицистику и журналистику в стране принесет больше вреда, чем пользы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы пресса внушала читателям «правильные» взгляды.

«Чтобы управлять общественным мнением, надо знать его стихии и элементы, — писал журналист, редактор одной из одной из первых частных газет в России «Северная пчела» Фаддей Булгарин. — Совершенное безмолвие порождает недоверчивость и заставляет предполагать слабость; неограниченная гласность производит своеволие; гласность же, вдохновленная самим правительством, примиряет обе стороны и для обеих полезна. Составив общее мнение, весьма легко управлять им как собственным делом, которого мы знаем все тайны пружины».

В начале XIX века авторитаризм проявлялся как в законодательном утверждении цензуры (соответствующий устав в 1804 году утвердил Александр I), так и в установлении материального контроля над прессой: даже частные печатные издания во многом зависели от бюджетных дотаций, поэтому не могли открыто критиковать государство. Сходство методов подчинения СМИ в Российской империи и СССР отмечал советский и российский литературовед и филолог Лев Кройчик: «Между знаменитой пушкинской фразой: «Сословие журналистов есть рассадник людей государственных» и хрущевской формулой: «Журналисты — подручные партии» принципиальная разница невелика. В обоих случаях как бы само собой подразумевается, что независимость суждений для журналиста вовсе не обязательна».

В том же духе Пушкин высказался в 1831 году в переписке с руководителем политической полиции Александром Бенкендорфом: «Общее мнение имеет нужду быть управляемым». Хоть поэт, по мнению Кройчика, и считал «управленцами» журналистов, но не возражал против того, чтобы журналисты в первую очередь представляли именно государство.

Отечественная война 1812 года и восстание декабристов: усиление цензуры

На ужесточение цензуры при Александре I, а затем и при Николае I повлияла трансформация политического фона в России и за рубежом. Всеобщее воодушевление на фоне победы в войне 1812 года власть интерпретировала скорее как угрозу, а не благо. Вместо диалога с критически настроенными дворянами — ветеранами и представителями творческой интеллигенции — правительство пошло по пути ужесточения цензуры и подавления несогласных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Восемь рассказов Линор Горалик Восемь рассказов Линор Горалик

Рассказы Линор Горалик — страшные, смешные, откровенные и жизненные

СНОБ
Оперная ария может сделать нас свободными: как связаны политика и эмоции Оперная ария может сделать нас свободными: как связаны политика и эмоции

Отрывок из книги Марты Нуссбаум «Политические эмоции»

Forbes
В ядре Земли идет странный кремниевый снег, который падает не вниз, а вверх В ядре Земли идет странный кремниевый снег, который падает не вниз, а вверх

Что находится внутри Земли?

ТехИнсайдер
Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни

Как изменить убеждения с пользой для себя

Psychologies
«Просвещение может нам помочь»: биолог Александр Панчин о будущем научпопа в России «Просвещение может нам помочь»: биолог Александр Панчин о будущем научпопа в России

Александр Панчин рассказывает, что сейчас происходит с научпопом в России

Forbes
«Я родила ребенка от донора». Зачатие с донорской спермой: технология, этика, бизнес «Я родила ребенка от донора». Зачатие с донорской спермой: технология, этика, бизнес

Традиционный сценарий «вышла замуж — забеременела — родила» уходит в прошлое

СНОБ
Влюбленность или любовь? 7 стадий глубокого чувства Влюбленность или любовь? 7 стадий глубокого чувства

Не всегда чувства, которые мы принимаем за любовь, оказываются прочными

Psychologies
Всегда в активе! Всегда в активе!

Люди, далекие от спорта, считают, что на фитнес нужно тратить много сил

Добрые советы
5 напитков полезных для здоровья вашего мозга 5 напитков полезных для здоровья вашего мозга

Можно поддерживать свой мозг с помощью продуктов питания и здоровых напитков

ТехИнсайдер
Как вернуть жизни смысл, если все бессмысленно: 7 советов на каждый день Как вернуть жизни смысл, если все бессмысленно: 7 советов на каждый день

Когда почва уходит из-под ног, мы невольно задаем вопрос: зачем это все?

Psychologies
Место для мечты Место для мечты

Самый ценный подарок, который вы можете себе сделать — взять и осуществить мечту

Men Today
Цензура и бардак: как судебное дело в США может уничтожить соцсети и интернет Цензура и бардак: как судебное дело в США может уничтожить соцсети и интернет

Интернет может стать менее открытым и безопасным

Forbes
Как выглядел Чебурашка в самой первой книге: ты поразишься, когда узнаешь! Как выглядел Чебурашка в самой первой книге: ты поразишься, когда узнаешь!

В первых книгах Чебурашка выглядел совсем иначе

VOICE
Отрывок из книжного сериала Ислама Ханипаева «Луна 84» Отрывок из книжного сериала Ислама Ханипаева «Луна 84»

На сервисе «Букмейт» вышли два первых эпизода книжного сериала «Луна 84»

СНОБ
Бот знает: как устроены языковые модели и к чему ведет конкуренция на этом рынке Бот знает: как устроены языковые модели и к чему ведет конкуренция на этом рынке

Из чего состоят разговорные боты и чего ждать от многообещающих новинок?

Forbes
За что Ту-104 назвали самым опасным лайнером в мире За что Ту-104 назвали самым опасным лайнером в мире

Что не так с Ту-104?

ТехИнсайдер
Чапаев не тонет Чапаев не тонет

Герой братьев Васильевых как произведение концептуального искусства

Weekend
Худой мир Худой мир

Переговоры сопровождались драматическими, а временами и курьезными эпизодами

Вокруг света
Деменция Брюса Уиллиса и не только: самые страшные диагнозы звезд Голливуда Деменция Брюса Уиллиса и не только: самые страшные диагнозы звезд Голливуда

Кто из звезд обнародовал свои серьезные болезни

VOICE
«За степным фронтиром» «За степным фронтиром»

Карантинные меры и ксенофобия во время Маньчжурской эпидемии чумы

N+1
Закрытый клуб гениев: почему гендерное неравенство в математике так сложно преодолеть Закрытый клуб гениев: почему гендерное неравенство в математике так сложно преодолеть

Неравенство в точных науках обсуждается давно. Ситуация меняется, но медленно

Forbes
Идиот на службе Идиот на службе

Краткая история бравого солдата Швейка в 25 пунктах

Weekend
Зрительный контакт: о чем расскажут глаза — 3 важных значения взгляда Зрительный контакт: о чем расскажут глаза — 3 важных значения взгляда

Зрительный контакт дает много информации о настроении и намерениях собеседника

Psychologies
Фэн-шуй кухни для богатства и удачи: что делать, чтобы привлечь изобилие Фэн-шуй кухни для богатства и удачи: что делать, чтобы привлечь изобилие

Что нужно сделать, чтобы сердце твоего дома билось ритмичнее

VOICE
Как узнать, где находится ваш ребенок: простой способ от Google Как узнать, где находится ваш ребенок: простой способ от Google

Собственные средства родительского контроля есть и у самой Google

CHIP
Как быстро найти контакт с новым человеком: неочевидные советы от эксперта Как быстро найти контакт с новым человеком: неочевидные советы от эксперта

Как легко и быстро найти общий язык с незнакомым человеком

Psychologies
«Метамышление» «Метамышление»

Как нейронауки помогают нам понять себя

N+1
Как одеваться девушкам невысокого роста: советы профессионального стилиста Как одеваться девушкам невысокого роста: советы профессионального стилиста

Гид по стайлингу для Дюймовочек от профессионального стилиста

VOICE
«Я уже не маленький»: как отношения с родителями мешают нам быть уверенными «Я уже не маленький»: как отношения с родителями мешают нам быть уверенными

Как справиться с беззащитностью в себе и найти ресурсы действовать как взрослый?

Psychologies
Выхода нет: что такое цугцванг и как из него выбраться Выхода нет: что такое цугцванг и как из него выбраться

Что такое цугцванг в общественной и личной жизни и как с ним справиться

Forbes
Открыть в приложении