Пусть бегут неуклюже
Новые технологии и пандемия коронавируса вызвали к жизни новый вид театра — спектакль-прогулку. Зрителю больше не нужно сидеть в душном зале и ждать, пока поднимется занавес. Надо лишь выйти на улицу, надеть наушники — и спектакль начнётся… или нет
Иным изыскам современной культуры так трудно подобрать название, что даже самый изворотливый ум поневоле начинает буксовать. Гибрид аудиогида с радиоспектаклем, театрализованная экскурсия с элементами ролевой игры, онлайн-квест на местности с технологией дополненной реальности — вариантам нет числа. Общее у подобных затей одно — зрители (или зритель-одиночка со смартфоном в руке) следят за перипетиями истории, придуманной режиссёром и драматургом, не сидя на месте, а двигаясь по определённому маршруту. Точнее, боязливо пробираясь по улицам, натыкаясь на других пешеходов и уворачиваясь от курьеров на велосипедах и офисных работников на самокатах.
Если честно, идея спектакля-прогулки не нова. Ещё Станиславский, приехав в гости к Морису Метерлинку, поселившемуся, романтики ради, в отреставрированном старинном аббатстве, тотчас сообразил, что лучших декораций для символистских мистерий бельгийца просто не придумаешь. «В разных местах аббатства находились живописные уголки, точно нарочно заготовленные для постановки произведений Метерлинка, — вспоминал он. — Было решено устроить спектакль, в котором зрители вместе с актёрами будут переходить с одного места аббатства к другому, чтобы смотреть мизансценированную в природе пьесу». Правда, стать родоначальником модного нынче жанра классику не пришлось — постановку осуществила уже после его отъезда возлюбленная Метерлинка, актриса Жоржетта Леблан.
Путь к мировому господству «променадам» открыла берлинская группа Rimini Protokoll, знаменитая своими перформансами на грани театра и современного искусства. Её проект Remote X, запущенный в 2013 году, охватил уже 60 городов. Благо приспособить текст к той или иной локации не проблема: в каждом крупном городе есть кладбище, церковь, рынок и люксовый торговый центр — четыре точки, вокруг которых строится повествование. Существует и версия Remote.Moscow, адаптированная импресарио Фёдором Елютиным. 50 участников, повинуясь командам голоса в наушниках, сперва чинно гуляют по аллеям Миусского кладбища, слушая философские размышления о жизни и смерти, а в какой-то момент неожиданно обнаруживают себя танцующими в вагоне метро или бегущими