Петр Налич о воле трансцендентного начала, рэп-баттлах и сочинительстве

Русский репортерСобытия

Культура / Музыка

От «Guitar» до «Пиковой дамы»

Петр Налич о воле трансцендентного начала, рэп-баттлах и сочинительстве

В 2007 году смешной парнишка в ретромашине, на подчеркнуто «русском английском» напевавший «гитар-гитар-р…», взорвал русский YouTube и стал первым артистом на российской поп-сцене, в чьей раскрутке главную роль сыграл интернет, а не финансовые и иные ресурсы продюсеров. Спустя десять лет Петр Налич, обладатель лирического тенора и диплома Гнесинки, поет Германна в променад-опере «Пиковая дама» режиссера Александра Легчакова. Корреспонденту «РР» Налич рассказал, как произошла такая неожиданная для многих метаморфоза, и объяснил, почему предпочитает ничего не загадывать

Текст: Елена Смородинова

Вы пели Германна в Гнесинке, в постановке профессора Сперанского. В чем разница между тем Германном и этим?

— Между Германном и ГермАнном (в «Пиковой даме» Легчакова «Германн» произносится на французский манер — с ударением на последний слог. — РР)? Юрий Аркадьевич делал этого персонажа нервным, рефлексирующим, подчеркнуто маленьким человеком. Этакий гоголевско-чеховский герой. И когда я стал привносить сюда некие штрихи той роли, Саша комментировал: это здорово, а вот это не годится. И мы заново строили персонажа. Когда Германн вдруг воображает, что он уже властелин мира, у него появляются бравада, заносчивость, проступает своеобразный бонапартизм, вырисовывается тот самый наполеоновский профиль, о котором писал Пушкин. И еще в этом спектакле есть большая мистическая трансцендентальная линия, которой не было в Гнесинке. Это линия Сен-Жермена, масона, колдуна, чернокнижника, который сначала в какую-то бесовщину затягивает графиню, а потом и Германна. У всех этих героев седина — отметка того, что все они потеряли человеческое и перешли на сторону темной силы. Вначале у Германна лишь белая проседь — как предзнаменование этого перехода. А в финале герой седеет окончательно: он погубил Лизу, безнаказанно такое не проходит. И то, что Чайковские, и Петр Ильич, и Модест, пытались Германна реабилитировать (в финале оперы он извиняется перед князем и его отпевают), этого героя, на мой взгляд, не спасает. Он, конечно, погибает духовно. Человек просто сгорел в своих страстях.

«Когда Германн вдруг воображает, что он уже властелин мира, у него появляются бравада, заносчивость, проступает своеобразный бонапартизм», — говорит Петр Налич

Весь ваш сценический опыт — на сцене, отделенной от зала. Насколько было сложно привыкнуть к тому, что зритель может быть слишком близко, а сцены нет совсем?

— Очень сложно, особенно на первых показах. Задача оказалась для меня сложной не только актерски, но и психологически, общечеловечески, что ли… Надо было научиться не замечать людей: зрители могут ходить, зевать, материться, но для меня их не существует. Словно какие-то призраки ходят, которым то скучно, то весело, — мне это неважно. Но есть в постановке моменты, когда нужно выбрать одного зрителя и начать ему персонально транслировать какую-то идею. В этот момент мне опять же должно быть неважно, интересно этому зрителю или нет, скучает ли он, плюется ли, улыбается… Я должен захватить этого человека энергетически и вывести на какой-то диалог. Это очень интересная, новая для меня линия. И мне кажется, сейчас я ее как-то нащупал.

Это основная сложность?

— Самая главная во всей роли! Просто бывают задачи, которые решаются за счет повторения и дисциплины, а это дисциплиной не дается. С такой задачей можно справиться только преодолением своих комплексов и заморочек.

Прошло 10 лет с тех пор, как вы выложили на YouTube «Guitar». Вы это событие как-то празднуете?

— Я вспоминаю о нем как о чудесном переживании молодости. «Guitar», «Евровидение», первые четыре года… Тогда в моей жизни превалировали юношеский запал и юморной, разухабистый драйв, которые нашли вот такое выражение. Конечно, я все это вспоминаю, вспоминаю старые концерты. Это был замечательный период!

А за популярными сейчас рэп-баттлами следите?

— Рэп-баттл стал настолько известной вещью, что мне о нем рассказали мои близкие друзья. Я не был ни на одном рэп-баттле. Мне, честно говоря, эта идея не близка, хотя в широком смысле я люблю рэп — и в русском рэпе, по-моему, были большие удачи. Помню, например, в детстве мы любили песню Дельфина «Дилер» и смешно пели ее с двоюродным братом. Были «Михей и Джумаджи» — не совсем рэп, скорее речитативная музыка, смешанная с трип-хопом, очень талантливая, на мой взгляд. Сейчас востребованность рэп-поэзии просто набрала критическую массу. Стала очевидной необходимость в новой поэзии, которая будет ложиться на музыку. В 60-е были барды, потом появился русский рок — это ведь тоже особая поэзия, жанр, совсем не похожий на американский рок! В русском роке был явный примат текста над музыкой, битом и всем остальным. Для русского человека, выходит, текст как-то важнее, чем мелодия. Важен смысл, важна попытка решить основополагающие онтологические вопросы. Поэтому я не удивлен, что стал востребован именно рэп, а не бальные танцы, например.

Я скорее к тому, что сейчас и рэперы, и блогеры пользуются теми механизмами раскрутки, которые вы во многом открыли.

— Ну да… Такое народное промо. Просто когда мы выкладывали «Guitar» на YouTube, было очевидно, что появилось новое «средство доставки». Оно тогда сработало — и потом каждый год появлялось несколько имен, не только в музыке, но и в литературе, например. Мы тогда скорее действовали по такой логике: «есть телефон — давайте позвоним!» Если есть возможности, то надо пробовать.

За десять лет ваш музыкальный курс довольно круто изменился для тех, кто открыл вас на YouTube.

— Ну это для тех, кто невнимательно слушал (смеется). Хотя, наверное, нет. Я в 2007 году поступил в Мерзляковское училище при консерватории, а в 2010 году — в Гнесинку. И, собственно, закончил там учиться два года назад. Так что это была линия, которая шла параллельно: я всегда отдавал академическому вокалу очень много сил, просто это было не на виду, а сейчас стало заметно.

А почему раньше было не на виду?

— Во-первых, я еще не готов был сказать: «Я могу это спеть, послушайте меня все!» Шел этап ученичества, я давал маленькие концерты — тренировочные, скажем так. Вокал — такая вещь, которой за два-три года не научишься, нужно десять лет минимум — по крайней мере, в моем случае потребовалось именно столько. Может, у кого-то и получается быстрее научиться, но я вот учился медленно. Сейчас на этой сцене чувствую себя достаточно уверенно. Еще лет пять назад мой вокал не соответствовал бы роли Германна, я технически не смог бы ее исполнять. А сейчас — могу!

Если вбить «Петр Налич» в разделе аудиозаписей «ВКонтакте» или на «Яндекс-Музыке», то можно встретить в вашем исполнении и городские романсы, и казачьи песни. И надо признать, в каждом жанре вы органичны.

— Это просто естественная музыкальность. Любой музыкант, мне кажется, может подстроиться под музыку, которую слышит. Разные жанры требуют своего — не только от голоса, но и от инструмента, барабанщик тоже по-другому будет играть…

А вам такое разнообразие зачем? Это тоже было ученичество или желание все попробовать?

— Нет, установки попробовать все у меня никогда не было. Я и так «разбросан» по трем направлениям: опера, которой я занимаюсь уже десять лет, эстрадная, этноджазовая музыка — назовем эту деятельность так — и сочинительство, для спектаклей, например. Грубо говоря, исполнительство и сочинительство. А еще внутри куча градаций, которые в голове конфликтуют друг с другом. Иногда уже не понимаешь, кто ты и что ты. Видимо, время у нас такое эклетичное, поэтому и я такой эклетичный.

Так может, выбрать что-то основное или от чего-то отказаться?

— Отказываться я ни от чего не хочу. Ни от пения, ни от сочинительства. Значит, буду как-то это совмещать.

Какой сейчас статус у «Музыкального коллектива Петра Налича»?

— Музыкального коллектива самого по себе нет. Есть бэнд.

Пару лет назад говорили, что МКПН в творческом отпуске…

— Ну или так. Понимаете, я не хочу загадывать. Это что-то из серии «последний концерт Аллы Пугачевой». Это нелепо! А вдруг захочется через десять лет выйти и спеть десяток тех песен? И что я буду отвечать на вопрос: «А зачем ты говорил, что больше не будешь их петь?!» Да, пока я настроен именно так, но вдруг через пять или десять лет вернусь к этому? Просто сейчас мне интересно заниматься другим музыкальным материалом, и я им занимаюсь. Вот делаем новый альбом, собираем деньги на «Планете». Там, кстати, есть несколько вещей, основанных на очень старых эскизах. Я их развил, выписал ноты, но специально оставил некие «шероховатости» и завитушки старые. То ли это ностальгия, то ли какое-то свежее восприятие… Просто хочется закрепить некие вещи, которые тогда были хорошо сделаны. А другая часть — это новый материал. В нем нет такой ироничной интонации, которая была в песнях «Крылья» и «Сахарный пакет». Это более абстрактные вещи, но вот сейчас мне так интереснее. На обложке будет «Петр Налич и бэнд», ну или «Петр Налич и ансамбль» — названия никакого нет, как обычно (смеется).

Выписали ноты — то есть стали писать партитуры, а раньше не писали?

— Да. За полгода до своего первого театрального опыта, спектакля «Северная Одиссея» в РАМТе, я начал это осваивать. Музыка для «Северной Одиссеи» стала моим первым опытом создания партитуры, и многое приходилось править на репетициях. Но сейчас композиции стали сложнее, и составить их без нот невозможно в принципе. Кроме того, партитура дает возможность сэкономить на времени репетиций. Когда большой состав музыкантов, творческий поиск трудноват, хотя какие-то вещи мы до сих пор переделываем на репетициях. В том, что касается органики звучания музыкантов, что-то получается лучше, чем я предполагал. Но не всегда.

Как вы сейчас относитесь к своим старым трекам? Думаете: «Боже, какой я был неуч!» или, наоборот, они вам нравятся?

— Когда я их где-то слышу, то понимаю, что это было очень здорово, но это та река, в которую нельзя входить всю жизнь. Когда я пел эти песни, я был 27-летним веселым парнем, достаточно бесшабашным. Не могу сказать, что сейчас я стал мрачным и серьезным — все равно я веселый человек. Но сейчас для меня неестественно выходить и петь эти песни. Да, я их люблю и со стороны могу без ложной скромности сказать, что все это гениально. Но исполнять их с таким чистым искренним нервом больше не могу.

А исполняете?

— Ну, изредка бывают какие-то заказные концерты. Небольшие. Но в принципе — нет. Общественных концертов с этим материалом уже три года не даю. В какой-то момент я просто понял, что это последний концерт, и больше таких не будет.

Возможно, я, конечно, что-то упустила, но не помню, чтобы вы публично объявляли об этом.

— А я и не объявлял. Меня к этому призывали мои друзья, а я не соглашался и так и не согласился с этим. Просто не считаю, что это нужно. Это такая помпа. Вот когда захочу, тогда и сыграю эти песни! А сейчас нет желания. И что, делать из этого какое-то событие космического масштаба?

Ваши первые треки, еще до выхода «Guitar», были выложены в сеть. Изменилось ли ваше отношение к коммерческой составляющей деятельности?

— Да, был сайт, и весь первый альбом еще до ролика примерно год там лежал. И до сих пор, выпуская альбом, я выкладываю mp3 в свободном доступе на своем сайте. Так что в этом смысле ничего не поменялось.

Просто сейчас вы участвуете в коммерческом проекте, билет на который доступен не каждому. Я про «Пиковую даму».

— Во-первых, это не мой проект, но все-таки стоит объяснить, какой ресурс тут задействован. Огромное помещение, живой оркестр, хор, балет, куча артистов, звуковое оборудование, костюмеры, гримеры — и всего лишь 54 билета. Эта цифра и символичная, и оптимальная для того, чтобы у зрителей сохранялось ощущение приближенности к происходящему. Если просто сесть и рассчитать, сколько нужно, чтобы все получили хоть чуть-чуть, то получится эта сумма. Так что дело вовсе не в том, что кто-то решил себе обеспечить безбедную старость. И, к слову, билеты в Большой театр не дешевле. Да и я на свои концерты билеты продавал за деньги: я же должен был зарабатывать, нанимать музыкантов. Вообще я считаю, что человек должен заплатить деньги, чтобы понимать: то, что ему предлагают, — это не фигня. Пусть он отдаст не 300 рублей, а больше — тогда у него будет ощущение события. Я не пойду за 300 тысяч в театр, но вот недавно ходил в филармонию на Ноймайера за семь. Сидел в партере… и в общем понимал, сколько это стоит.

Не жалеете о своем архитектурном образовании?

— Нет, что вы! Это могучая база для всего, что я делаю. Это прежде всего ощущение, что в самом разном творческом процессе, будь то музыка, рисование, дизайн или актерская деятельность, все должно ограничиваться какими-то рамками жанра, чувством меры и композиции вообще. Архитектурное образование сформировало меня как художника вообще — в большей степени как музыканта, конечно, но в какой-то степени и как актера.

Петр Налич в образе Германна и Алена Фунтикова в образе Лизы

В прежних интервью вы говорили, что это было решение родителей.

— Так и было. Но это не значит, что я должен жалеть. Да, я «на автомате» пошел в МАрхИ, потому что родители закончили этот институт и в какой-то момент сказали мне: «Ты рисуешь, конструируешь — может, в архитектурный?» У меня самого идей на тот момент не было никаких. Так что в 16 я начал готовиться к МАрхИ, два года готовился. И сейчас ни о чем не жалею.

После архитектурного логичнее, наверное, было бы стать сценографом, а не музыкантом и актером.

— Сценография — вещь, на которую я в первую очередь обращаю внимание, когда прихожу в театр. Возможно, это профессиональная деформация… Мне очень трудно воспринимать режиссеров, у которых, на мой взгляд, неправильный подход к сценографии. Я даже не могу понять, хорошие они режиссеры или нет! Потому что меня прямо трясти начинает, если мне не нравится сценография, и я уже не могу абстрагироваться, чтобы как-то в своей голове по полочкам раскладывать спектакль. А надо бы. Но все-таки это отдельное искусство, со своими законами, и я не вижу повода туда влезать. У меня есть достаточно компетентное, как мне кажется, мнение — в силу образования, — но отсюда не следует, что я сам смогу этим заниматься.

А роль свою строили как архитектор?

— Да, конечно. Все у меня размерено, выверено.

Ты должен вести музыкальную линию, и если ты начнешь плакать или кричать, это будет уже выпадение из рамок. А в этих рамках ты все равно должен петь оперным звуком в высокой позиции, что бы ты ни изображал — отчаянье, плач, мольбу, ненависть. Так что все это достаточно рассудочно.

Кроме того, что вы архитектор по образованию, вы еще и коренной москвич, и сейчас поете в усадьбе Гончарова — Филипповых.

— Конечно, это здорово. И хотя здесь все переделано, дух этого места ощущается. Хотя из старого здесь, наверно, только камины.

В каком направлении вы хотите двигаться дальше, после завершения «Пиковой дамы»?

— Не знаю абсолютно. Все, что я прогнозировал, никогда ни к чему не приводило. И я понял, что главное — полагаться на волю трансцендентного начала, а не на свои хотелки. Тогда все само лучшим образом сложится. Это сложно, но я стараюсь так делать.

Фотографии: предоставлено пресс-службой променад-оперы «Пиковая дама»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Случай человека Случай человека

Рак или не рак, вот в чем вопрос

Русский репортер
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения

Почему сброшенные килограммы часто возвращаются?

ТехИнсайдер
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров

Когда вы смотрите в зеркало, что вы видите?

Psychologies
Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50! Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50!

Собрали самые интересные факты о знаменитом актере Леонардо ДиКаприо

Лиза
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Открыть в приложении