На что стоит пойти в театр

Русский репортер

Театр

Мнение

«Гроза» под Шнура

 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«И только ты рыба моей мечты, только ты — рыба моей мечты», — тоненьким голосом поет под балалайку советская школьница. Так начинается очередная театральная «Гроза». На сей раз на сцене Театра Наций свою версию хрестоматийного текста предложил худрук ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли. Тут стоит сказать, что за последнюю пару лет на российских сценах — настоящее штормовое предупреждение. «Грозы» гремят в Вахтанговском, в БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Камерном театре Воронежа; впрочем, волновой интерес к определенному тексту в определенный момент времени неудивителен для театра: так несколько лет назад массово зацвели «Вишневые сады».

Изначально Марчелли заявлял «Грозу» как исследование того, почему женщину тянет к одному и не тянет к другому. Для чистоты эксперимента режиссер отдал роль Бориса и Тихона, любовника и мужа Кати Кабановой, одному и тому же актеру, Павлу Чинареву. Одного Катерина должна любить, другого — бояться. В итоге же получился спектакль-экспозиция женских порывов. Писать можно о желаниях любой — хоть Кабанихи, хоть служанки Глаши. Ну а Катерина (ее играет Юлия Пересильд) и вовсе та еще валькирия. В первой сцене, когда все герои выходят на прогулку, она — в платке и пальто, и только туфли такие же, как у остальных обитательниц «темного царства»: на огромной прозрачной платформе и каблуке. Кабаниха же (Анастасия Светлова) здесь настоящая звезда в белом блестящем платье в пол — ну какое же тут темное царство? Она любит своего сына как-то совсем не по-матерински... а тут ходит, точнее, не летает, эта — «как птица».

Собственно, вот и собрались две женщины с невыпущенными парами. Кабаниха, правда, будет периодически «залюбливать» приживал и Тихона. А Катерина и впрямь запорхает по сцене в бесконечном беге, демонстративно и дерзко закурит после прощания с Тихоном — так, что вслед закурят Кабаниха и Варвара; как загулявшая кошка кинется на Бориса; в финале представит цветы на своей могилке и прыгнет в зал собирать букеты: «Это же мне?», а потом словно растворится в своем бесконечном финальном беге по кругу.

Грозагроза
Москва, Театр Наций Режиссер — Евгений Марчелли 26, 27 мая

Петрушевская читает плюс Анданте

Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда Режиссер Федор Павлов-Андриевич
27 мая

На один день позже реального дня рождения Людмила Петрушевская отпразднует день рождения в театре, превратившись в говорящую скульптуру в новой работе собственного сына, режиссера Федора Павлова-Андреевича, и художника Кати Бочавар. Проект «Петрушевская читает» станет продолжением давно придуманного Павловым-Андреевичем «быстрого театра», где на чтение отведено всего-навсего полчаса; правда, впервые читать будет автор. Ну а вторым актом дня рождения Петрушевской станет спектакль «Анданте», в котором нет ни записанного звука, ни реквизита, а вместо декораций — невероятные костюмы, которые актеры носят на себе, словно улитки.

Северный ветер

Москва, МХТ им. А. П. Чехова Режиссер Рената Литвинова
22, 23 мая

«Северный ветер» — тот случай, когда театральную программку стоит купить и непременно сохранить, потому что где еще вы увидите такие строчки: «композитор — Земфира Рамазанова, художник — Георгий Рубчинский». Собственно, остается добавить, что «Северный ветер» — режиссерский и драматургический дебют в театре Ренаты Литвиновой, ставящей, конечно, о смерти и любви. «Это моя первая пьеса, в которой я собрала своих соратников-актеров, музыкантов, художников. И все вместе мы сделали спектакль о Севере, Смерти и Любви — каждый о своей», — говорит Литвинова.

Гардения

Москва, Театр им. Пушкина Режиссер Семен Серзин
25 мая

На небольшую сцену молодой петербуржский режиссер Семен Серзин выводит четырех красавиц-актрис Театра Пушкина, сочиняя по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец невероятно тонкий спектакль, в котором каждая роль — бенефисная. Хованец пишет о четырех поколениях польских женщин. Александра Урсуляк играет самую старшую, прабабку, спившуюся, но не потерявшую шарма, Анастасия Лебедева — ее нелюбимую дочь, выросшую в трудягу-скрягу, Эльмира Мирэль — тоже нелюбимую и тоже пьющую дочь и внучку, а Наталья Рева-Рядинская — самую младшую, любимую дочь и правнучку, сумевшую всех простить и устроить свою жизнь, но так и не научившуюся по-настоящему спорить со старшими.

Речь

Воронеж, Театр драмы им. Кольцова Режиссер Руслан Маликов
17 мая

Образовательный проект «Арт-Лаборатории», придуманный Фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ и компанией «Сибур», выпускает еще один репертуарный спектакль. Работа станет итогом лаборатории документального театра, где студенты театрального факультета Воронежского института искусств под руководством своего мастера, режиссера Руслана Маликова и драматурга Вячеслава Дурненкова займутся исследованием современного русского языка. «Нам кажется, что при помощи слов и суждений мы контролируем ситуацию. Но каждый раз происходит одно и то же: мы тонем в понятийном хаосе, и спасти нас может только чудо — обретение нового языка», — говорит Дурненков об идее спектакля.

Фотографии: Дарья Глобина/ Театр Наций; Центр имени Вс. Мейерхольда; Екатерина Ревенко/renetaletvinovaofficial.ru; Анна Шиганкова/Театр им. Пушкина; Глеб Кузнецов/Фестиваль TERRITORIЯ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Ученые нашли ответ на вечный вопрос: как быть счастливым

Вокруг света
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Что такое дневник питания, как его вести: разбираемся вместе с диетологом Что такое дневник питания, как его вести: разбираемся вместе с диетологом

Дневник питания — это простой, но эффективный способ контролировать свой рацион

РБК
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Архитектура впечатлений. Отрывок из книги Архитектура впечатлений. Отрывок из книги

Отрывок из книги-путеводителя по миру музейного искусства

СНОБ
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Сквозь мутное стекло Сквозь мутное стекло

Вышла драма из ирландской жизни с Киллианом Мёрфи

Weekend
Без обид Без обид

Почему возникает обида и как всё-таки её победить

Новый очаг
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Хаотичный человек, стремящийся к системе Хаотичный человек, стремящийся к системе

Роман Евдокимов не из тех, кто бросает слова на ветер

OK!
Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти

Трогательный рассказ о насилии и любви, жизни и смерти

Psychologies
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Начальник или наставник? Начальник или наставник?

Законодатель впервые дал официальное определение наставничества. Что это значит?

Ведомости
Наедине с природой Наедине с природой

В этом доме идеальная для отдыха атмосфера размеренности и неторопливости

Идеи Вашего Дома
Никита Кондрушенко Никита Кондрушенко

Никита Кондрушенко — о жаре Бежара, лоске Берлускони и гении Папояна

Собака.ru
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Открыть в приложении