«Не плачь!»: как не надо реагировать на чувства детей
Как часто мы говорим детям: «Не плачь!», «Не ной», «Ты что, плакса?». И не понимаем, что этим обесцениваем их чувства. Но как же реагировать, когда ребенок рыдает и ничего не хочет слушать? Разбираемся вместе с психотерапевтом Юлией Чулковой.
Эмоциональный интеллект помогает в жизни и взрослым, и детям. Вспоминаю пятилетнюю дочь моей знакомой, на глазах которой ее маму обозвал пассажир, опоздавший на самолет.
Пока женщина в ужасе соображала, как объяснить случившееся ребенку, дочка сказала: «Мама, мне кажется, что дядя просто очень расстроился, потому что не успел на самолет. Он не мог выразить свои чувства и поэтому кричал от обиды». Скорее всего, мама тоже подобным образом объясняла дочке ее чувства, и она сумела понять другого, опираясь на этот опыт.
Ведь эмоциональный интеллект помогает не только добиваться целей, что, безусловно, важно. Он дает нам возможность выстоять перед лицом жизненных неурядиц, не чувствуя себя жертвой.
Как помочь ребенку развить эмоциональный интеллект? Для начала нужно научить его распознавать конкретные чувства за набором неясных телесных ощущений и импульсов. И тут у родителей возникают сложности. Ведь нас самих этому никто не научил. И какими бы добрыми ни были наши намерения, очень сложно действовать вопреки собственному детскому опыту.
Автоматические реакции
1. «Не плачь», «не бойся», «не грусти». Часто эти слова вылетают прежде, чем мы поймем, что говорим что-то не то. К сожалению, для ребенка они могут звучать как призыв сдерживать эмоции, ведь дети мыслят буквально. Будет лучше, если вы покажете ребенку, что вам важны его чувства: отвлечетесь от дел, обнимете, утешите.
2. «Ой, да ладно тебе, подумаешь», «да разве это повод плакать и злиться». Возможно, с помощью этих посланий взрослый хочет уберечь ребенка от «негативных» чувств. Но на самом деле он их просто обесценивает. Подобные фразы учат опираться на чувства других больше, чем на свои собственные. С одной моей клиенткой мы больше года работали над ее способностью опираться на собственные чувства. В трехлетнем возрасте она боялась, что ее съест огромный «советский» шкаф в спальне. Старшим брату и сестре идея понравилась, и они подливали масла в огонь. Родители в ответ на жалобы младшей дочки смеялись и реагировали только