Русские композиторы: о Второй мировой и неуверенной в себе музыке

СНОБРепортаж

Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены. Интервью с композиторами Олегом Крохалевым и Александрой Филоненко

687a13ec1d1173991fde9557ea587fb88871e09529b225829701610851d2e863.jpg
Олег Крохалев. Фото: предоставлено героем

«Сноб» запустил подкаст-реалити «Русская музыка» — о главных фигурах современной академической сцены. Пять выпусков посвящены российским композиторам и музыкантам. Вектор развития современной академической музыки журналистка Полина Милушкова и музыкант Дмитрий Шугайкин обсудили с финалистами второго сезона проекта Aksenov Family Foundation, созданного с целью поддержки отечественных музыкантов. Героями четвертого выпуска стали композиторы Олег Крохалев и Александра Филоненко. Публикуем самые интересные моменты беседы.

Олег Крохалев выглядит так, будто он не академический композитор с европейским именем, а участник тикток-дома. Достаточно взглянуть на его аккаунт в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Олегу 29 лет, он окончил Пермский музыкальный колледж по классу «теория музыки» и Московскую государственную консерваторию имени Чайковского по специальности «композиция». Учился у известного и уважаемого в профессиональном мире педагога Владимира Тарнопольского. В послужном списке Олега Крохалева — работа с ведущими площадками Москвы, Берлина и Штутгарта. А среди названий его сочинений можно встретить, например, такое — «Хомяк танцует фокстрот в салате».

Полина Милушкова: Свое произведение, написанное для концерта «Русская музыка 2.1», ты охарактеризовал как «неуверенная в себе музыка». Меня это очень впечатлило. Расскажи, что это такое — неуверенная в себе музыка?

Олег Крохалев: Я не описывал само произведение, а, скорее, охарактеризовал то, что получается у меня вне зависимости от того, что я пытаюсь писать. Любая пьеса, любая композиторская работа — это череда принятий решений. Что происходит в музыке до того момента, как композитор начинает ее писать, как композитор просто ставит первую ноту в самом первом такте. Выбрать звук, выбрать инструмент, который играет этот звук в самом начале, — очень важное решение. Все они даются очень тяжело. Наверное, неуверенность моей музыки заключается в том, что я каждое решение прокручиваю очень-очень долго и очень медленно.

Дмитрий Шугайкин: А в жизни так же? Это твоя общечеловеческая черта характера или так происходит только с музыкой, потому что это интимный процесс?

Крохалев: В жизни немного проще, потому что есть готовые варианты, которые можно обсудить с другими людьми, например, если что-то неизвестно, непонятно. В жизни проблем с выбором не возникает. Возникают художественные, наблюдательские вопросы относительно того, действительно ли то, что я вижу, — это то, что я вижу.

Милушкова: Я вот не частый ходок в филармонию. Хотя, конечно, академическая музыка — это что-то про школьное посещение филармонии и консерватории. И ужасное сольфеджио. Сидишь, страдаешь, и неловко уснуть… Мы в предыдущих выпусках много обсуждали, что все-таки есть отделение академического сообщества: там какие-то очень умные, очень серьезные, интеллигентные, интеллектуальные люди. Поэтому слушателю к ним, возможно, чуть сложнее подключиться. Но вот появляется новое поколение, которое уже ведет соцсети, и как будто этот барьер начинает стираться. Скажи, ты этот барьер намеренно стираешь или ты просто проявляешь себя как автор и как человек, и этот барьер стирается автоматически? Думаешь ли ты об этом?

Крохалев: По поводу серьезности, которая окутывает академическую музыку: я как человек, который общается с композиторами, естественно, уже довольно давно, знаю, что это за ребята — что это люди совершенно разного возраста. Я просто понимаю, что это какая-то очень странная вещь, навеянная, действительно, детскими походами в филармонии. Мы все жертвы стереотипов и жертвы конферанса.

Милушкова: Как я понимаю, у вас были репетиции. Но не супермного, чтобы услышать то, что ты написал, в исполнении оркестра. Как тебе то, что получилось?

Крохалев: У меня несколько впечатлений. На самом деле, я уже пережил один опыт с оркестром, потому что на пятом курсе, как и все композиторы Московской консерватории, писал диплом. Диплом — это не текст, а оркестровое сочинение. И защита диплома выглядит как концерт, ради которого приглашается оркестр, и он играет партитуры. Допустим, нас десять композиторов, и это большой симфонический концерт из десяти сочинений. Никто из композиторов-пятикурсников не выходит за рамки: работа над каждой минутой настолько много времени занимает, что ты просто скорее напишешь меньше, чем больше. В основном и чаще всего работа направлена просто на то, чтобы прозвучали начало, середина и конец, плюс-минус в нужной динамике.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела

Чухе Ким о голоде, эмиграции и любви к русской культуре

СНОБ
В каких продуктах много витамина К В каких продуктах много витамина К

Чем опасен дефицит витамина К и как его восполнить

РБК
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
Как сделать красивые ножницы своими руками: видео Как сделать красивые ножницы своими руками: видео

Как из ненужного куска металла можно сделать увесистые ножницы своими руками

Популярная механика
Иметь или быть? Иметь или быть?

Как современное общество стало материалистическим

kiozk originals
«Золотые аферистки»: традиции брака в Иране и как девушки на них зарабатывают «Золотые аферистки»: традиции брака в Иране и как девушки на них зарабатывают

Блогерка Кристина Бошчех — о тонкостях иранского менталитета

Cosmopolitan
Гликемический индекс продуктов: что это и на что он влияет Гликемический индекс продуктов: что это и на что он влияет

Почему ориентироваться на гликемический индекс нужно с большой осторожностью

РБК
«Мы будем целоваться?»: принцессе Диане предлагали сыграть в «Телохранителе-2» «Мы будем целоваться?»: принцессе Диане предлагали сыграть в «Телохранителе-2»

Диане Спенсер сулили блестящую карьеру в Голливуде

Cosmopolitan
Хорошие оценки и уборка по дому: за что из этого можно платить ребенку? Хорошие оценки и уборка по дому: за что из этого можно платить ребенку?

Некоторые родители платят своим детям за хорошие заслуги. Правильно ли это?

Cosmopolitan
По напиткам, которые мужчина заказывает в баре, можно узнать о нем всю подноготную! По напиткам, которые мужчина заказывает в баре, можно узнать о нем всю подноготную!

Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты!

Maxim
C-25: как создавалась первая советская система ПРО C-25: как создавалась первая советская система ПРО

С-25 – одна из первых в мире систем объектовой противовоздушной обороны

Популярная механика
Не как все Не как все

Небанальное путешествие по Краснодарскому краю

Лиза
Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР

Раздельное обучение в СССР

Cosmopolitan
Ученые исследовали гамма-вспышки, сопровождающие молнии в атмосфере Ученые исследовали гамма-вспышки, сопровождающие молнии в атмосфере

Ученые построили модель развития наземных гамма-вспышек

Популярная механика
Детский транспорт от «взрослых» автомобильных марок Детский транспорт от «взрослых» автомобильных марок

Детский транспорт по цене настоящего автомобиля

Playboy
Сирийско-российская подводная археология Сирийско-российская подводная археология

Пять тысячелетий ближневосточной жизни — под водой

Наука
80 м² 80 м²

Нарядный, но относительно недорогой интерьер трехкомнатной квартиры

AD
Что такое техпроцесс: меньше – лучше? Что такое техпроцесс: меньше – лучше?

Что такое техпроцесс, и почему меньше нанометров – это не всегда лучше

CHIP
Неизвестный гоминин прогулялся по вулканическому пеплу 3,6 миллиона лет назад Неизвестный гоминин прогулялся по вулканическому пеплу 3,6 миллиона лет назад

Биологи и антропологи повторно исследовали следы, обнаруженные в Танзании

N+1
«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать «Мой ребенок боится ошибиться»: что делать

Откуда у детей берется глубокая неуверенность в себе?

Psychologies
38 м² 38 м²

Квартира с яркой мебелью по проекту Анны Силаичевой

AD
Смотреть как преступник Смотреть как преступник

Линор Горалик о сериале «Мыслить как преступник»

Weekend
Думали, что это дисбактериоз: у меня нашли рак и удалили часть кишечника Думали, что это дисбактериоз: у меня нашли рак и удалили часть кишечника

Наша героиня о том, как ей удалось вылечить рак желудочно-кишечного тракта

Cosmopolitan
По одной дорожке По одной дорожке

Софья Гершевич и Анастасия Уколова – о том, как собирались на красную дорожку

Grazia
Вычитание фононов с помощью света сделало звук неклассическим Вычитание фононов с помощью света сделало звук неклассическим

Физики продемонстрировали возможность вычитания фононов из резонатора

N+1
Как стать самым молодым оперирующим хирургом-онкологом и зачем врачу психотерапевт Как стать самым молодым оперирующим хирургом-онкологом и зачем врачу психотерапевт

Хирург-онколог рассказал, как совмещать практику хирурга с управлением клиникой

Forbes
Торжественно клянусь: Хейли Бибер и другие звезды о новогодних обещаниях Торжественно клянусь: Хейли Бибер и другие звезды о новогодних обещаниях

Многие не только загадывают желания, но и дают себе обещания в Новогоднюю ночь

РБК
50 м² 50 м²

Монохромная квартира по проекту Светланы Хабеевой

AD
10 поразительных светящихся существ 10 поразительных светящихся существ

Биолюминесценция — способность живых организмов светиться

Популярная механика
Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров

Как советский фотограф и художник Александр Родченко повлиял на фотографию?

Esquire
Открыть в приложении