Театр одного зрителя
Онлайн-спектакли внезапно обрели популярность весной, когда обычные театры закрылись из-за пандемии. А во время её второй волны вновь стали актуальны. Однако театр в интернете не замена обычному — это отдельная область современной культуры, одна из немногих, которым локдаун пошёл на пользу
Месяцы вынужденной самоизоляции научили нас делать не выходя из интернета буквально всё — работать, учиться, посещать музеи и концерты, праздновать дни рождения, панически скупать всё, что надо и не надо, заниматься йогой и, наконец, ходить в театр. А театр, как выяснилось, только того и ждал. Замечу сразу, речь идёт не о полюбившихся многим трансляциях опер и несколько менее популярных записях драматических спектаклей, а о проектах, с самого начала заточенных под онлайн-формат. Ведь театр — это то, что происходит здесь и сейчас, на глазах у зрителей: если не на сцене, так хоть перед камерой смартфона. Театральные онлайн-проекты существовали и раньше, но как-то робко, тихонько, чуть ли не украдкой — вроде и на переднем краю прогресса, но всё равно немного на обочине. Это был нишевый продукт, интересовавший лишь узкую группу энтузиастов — самих авторов, их друзей, коллег и верных, но немногочисленных поклонников. И вдруг, внезапно, маргинальная забава стала мейнстримом: когда традиционные театры закрылись, смотреть онлайн-спектакли стали люди, которым до эпидемии подобное даже и в голову не приходило. А другие столь же неожиданно для себя стали их ставить.
В ряды этих «новаторов поневоле» угодила и я — так получилось, что премьера моей первой пьесы «Мэтью» прошла в онлайн-формате. Мысль об этом пришла мне в голову в самом начале всеобщего локдауна. Московский Центр Вознесенского, где мне до этого предлагали устроить читку моей комедии, закрылся на неопределённый срок, зато развил нешуточную активность в интернете. Задним числом решение кажется очевидным: ведь мой главный герой и так живёт наполовину в цифровой реальности. По ходу пьесы он непрерывно общается в чатах и ведёт денежные подсчёты в уме. Всё это бодрое бурление букв и цифр должно было в виде ярких видеопроекций выплёскиваться на экраны над сценой, на декорации или куда придётся. В новой коронавирусной реальности проекции пришлось заменить анимационными роликами, все роли сыграла одна актриса, а местом действия стала программа для онлайн-конференций