Рисуй, как Бекхэм! Как научиться рисовать в зрелом возрасте
С этой статьей ты научишься сносно рисовать, пользуясь правым полушарием мозга, бездействующим в обычной жизни, — и станешь вдвое круче своих друзей!
Статья написана по книге профессора Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника» (в оригинале название и того завлекательнее: «Рисуйте правой половиной мозга»). Если бы люди из компании «Попурри» догадались переиздать книгу или хотя бы допечатать тираж, ты бы наверняка мог найти бессмертный труд в магазине. А так придется лишь кусать локти и жалеть, что в нашей стране книги запрещено скачивать. Особенно на сайте www.booksgid.com.
Часть I. Немного теории
Голова и ее внутренности
О том, что в голове лежит не один сплошной мозг или, скажем, еда, а два полушария, скрепленные пучком нервов (мозолистым телом), знали еще древние. Однако до 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в черепе этакий грецкий орех и почему было не сделать мозг шаром.
Первые ответы дал Р. Сперри, профессор Калифорнийского технологического института. Вскрывая головы собакам и удаляя попеременно то левую часть мозга, то правую, а то и просто перерезая мозолистое тело, он понял, что полушария могут функционировать отдельно друг от друга и подопытный этого даже не заметит.
В 60-х опыты решено было ставить уже на людях. Но так как свободно препарировать их в то время было уже нельзя (не то что в Средневековье), то ученики Сперри, в том числе Дж. Леви, занялись эпилептиками, перенесшими комиссуротомию — безвредную операцию по рассечению мозолистого тела, сводящую припадки на нет.
Подсовывая людям с разделенным мозгом различные тесты, Леви выяснила, что левое полушарие — вербальное, а правое — нет. Если точнее, они работают в совершенно разных режимах. Поскольку эта информация (наконец-то!) будет относиться к теме статьи, остановимся на режимах полушарий подробнее (см. таблицу).
Л-режим |
П-режим |
Вербальный. Мозг «видит» вещь, ищет ее название в «базе данных» и дальше работает уже со словом, символом. | Мозг воспринимает вещи в отрыве от их названий. Видит ложку как объект, но не знает, что это «ложка». |
Аналитический. Символ вещи анализируется, сопоставляется с осколками уже имеющейся информации: «Эта золотая ложка будет третьей в моей коллекции». | Синтетический. Мозг формирует цельный образ, гештальт. Удовольствие от созерцания золота, осознание красоты ложки — все это правое полушарие. |
Временной. «Эту ложку я украл в прошлую среду». | Вневременной. При включении правого полушария ты выпадаешь из времени. Внезапное осознание: «Как, уже девять?!» — происходит при обратном включении Л-режима. |
Логический. | Интуитивный. |
Ок, но причем тут рисование?
Резонный вопрос. Видишь ли, с самого начала XX века люди, знакомые не только с рисованием, но и с психологией, бились над загадкой, почему одни люди умеют рисовать, а другие — нет. Особенно много вопросов вызывал случай профессионального художника Ловиса Коринфа, который, пережив инсульт в 1911 году, вдруг разучился рисовать (потом уже выяснилось, что его правое полушарие было навсегда поражено).
Прорыв сделал К. Николаидис, художник-психолог, автор книги «Естественный путь к рисованию». Он первым высказал мнение, что умение рисовать, как и любое другое (читать, пользоваться ножом и вилкой, водить машину), состоит из навыков. Конкретно — из пяти навыков. И главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, не в том, что они не владеют навыками, а в том, что они неправильно видят предметы. Не имея теоретической базы, Николаидис просто разработал упражнения, которые должны были спасти несчастных неумех, рыдающих над альбомом с каракулями. Лишь в 60-х его метод получил обоснование.
Вот оно. Вместо того чтобы смотреть на вещи непосредственно, правым полушарием, и рисовать их, большинство людей прибегают к помощи более развитого, но абсолютно не приспособленного для художественных опытов левого полушария.
Допустим, ты хочешь нарисовать человека и говоришь себе: «Для начала нарисую-ка я лицо!» Все! Ты уже попался! Ты включил левополушарный режим (Л-режим). Теперь мозг, вместо того чтобы увидеть лицо, прибегает к готовой системе слов-символов. Для записи и передачи «лица» у левого полушария уже есть четыре буквы: Л, И, Ц, О. Тебе не нравятся буквы? Ты хочешь рисовать? Не беда, у левого полушария есть и графический символ для «лица»: кружок, две точки, вертикальная палочка, горизонтальная палочка. Что, скажешь, не лицо? Зашибенски же получилось!
Такой диалог со своим мозгом ведут большинство людей (около 90% так называемых «не умеющих рисовать») при рисовании любого объекта. Вместо того чтобы рисовать ложку, стул, коня, они рисуют символы «ложка», «стул» и «конь».
Беда в том, что система готовых символов закладывается в левое полушарие в 5—7 лет и перестает совершенствоваться в десять. Если за это время не случится чуда, ты так и будешь всю жизнь рисовать на уровне шестилетки, всерьез считая, что не можешь лучше, потому что у тебя нет таланта.
Так вот, это все фигня, утверждает профессор Б. Эдвардс, чей метод основан на изысканиях Николаидиса — Сперри — Леви. Рисовать может каждый. Рисовать проще, чем водить машину (если, конечно, ты не девушка — в противном случае рисовать гораздо проще). Для этого не нужно таланта вообще. Вот тебе программа тренировок. Месяц-другой — и ты научишься рисовать не хуже нашего редактора, тоже прошедшего этот курс (хотя и хуже нашего художника, увы).