Редкие травы: как Ту Юю получила Нобелевскую премию за традиционную медицину
Китайской химику-фармацевту Ту Юю 91 год. В 80 лет она получила премию Ласкера, которую считают американской Нобелевской премией — в Китае такой не было ни у одного ученого. А в 84 года Ту вручили Нобелевскую премию мира по физиологии и медицине. Эти награды она заслужила за открытие артемизинина для лечения малярии. В основе лекарства — разработанный 16 веков назад метод, который применяли в традиционной китайской медицине.
Ту Юю — единственная девочка в семье среди четырех братьев и единственная китайская женщина с Нобелевской премией. «Родители сыграли центральную роль в том, чтобы направить меня на правильный путь с самого рождения. Мое имя Юю придумал отец — он взял его из строчки, которую прочитал в сборнике китайской поэзии: «Олени блеют «юю», когда они едят дикую хао» (тут «хао» означает цинхао, то есть полынь). Так случилось, что вся моя жизнь оказалась связана с цинхао», — сказала она в одном из интервью.
Ту Юю говорит, что в ее семье хорошее образование детей всегда было в приоритете и именно оно позволило ей добиться успеха. После того, как в 16 лет Ту Юю заболела туберкулезом и пропустила целых два года учебы, она решила, что хочет изучать медицину и найти лекарства от болезней, подобных той, что измучила ее.
В 1955 году, когда ей было 24 года, она закончила Пекинский медицинский колледж, где изучала фармакологию. Там она узнала, как классифицировать лекарственные растения, извлекать активные ингредиенты и определять их химическую структуру. Большинство ключевых дисциплин преподавали профессора-репатрианты, которые учились и получили ученые степени в западных странах. После окончания колледжа Ту направили на работу в только что созданную Академию традиционной китайской медицины — спрос на хороших специалистов в области медицинских исследований тогда был огромным. Там она проработала всю жизнь, начав в качестве научного сотрудника и дослужившись до главного профессора. В 2015 году — год 60-летия ее карьеры — Ту получила премию от Нобелевского комитета.
С 1959-го по 1962 год она прошла курс традиционной китайской медицины для специалистов с западным образованием. «Это обучение дало мне уникальные, комплексные и философские знания, объединяющие современные фармацевтические науки и традиционную китайскую медицину, — вспоминала она. — В Академии мы занимались поисками лекарств для лечения различных болезней, в частности тех, с которыми не могла справиться западная медицина».
«Проект 523»
Во время вьетнамской войны в 1955–1975 годах правительство Северного Вьетнама обратилось к Китаю за помощью в борьбе с малярией — она приводила к огромным потерям среди солдат. Одноклеточный паразит, вызывающий малярию, стал устойчивым к хлорохину, которым ее лечили до этого. В 1967 году Мао Цзэдун запустил секретный «Проект 523», чтобы найти новое лекарство от малярии. За два года ученые, которые участвовали в проекте, проверили несколько тысяч соединений, но никаких полезных лекарств не нашли. В 1969-м, когда Ту было 38 лет, ее назначили главой «Проекта 523».
Ее старшей дочери было четыре года, младшей — всего год. Муж был вдали от дома. Чтобы заняться исследованиями, Ту оставила младшую дочь с родителями в своем родном городе Нинбо, а старшую отправила в детский сад, где ей пришлось жить с семьей учителя, пока матери не было дома. Так продолжалось несколько лет. «Моя младшая дочь не узнала меня, когда я приехала к родителям три года спустя», — рассказала Ту Юю в своей автобиографии для нобелевского сайта. Он признавалась, что чувствовала себя виноватой. Муж Ту Юю вспоминал, что младшая дочь какое-то время даже не называла их мамой и папой.