В России пока нет единого определения, что такое коучинг

РБКБизнес

Найти идеолога

В России пока нет единого определения, что такое коучинг. Это не мешает бизнесменам регулярно пользоваться услугами тренеров, отбирая их по собственным критериям.

Текст: Александр Московкин

Рынку коучинга и бизнес-тренингов в России около 20 лет, однако за это время не сложилось ни общепринятых стандартов профессий этого типа, ни общего понимания, когда следует обращаться к коучу, ни даже единого мнения, чем именно должны заниматься такие специалисты, говорит управляющий партнер компании «Векторстройфинанс» Андрей Колочинский.

Отсутствие четкого регулирования не мешает коучам и тренерам продвигать и продавать свои услуги разными способами. Самые действенные — рекомендации и сарафанное радио, подчеркивает Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга. «Настоящему профессионалу специальное продвижение не нужно, за него говорят практика, репутация, опыт и рекомендации. Все остальное — лишь приложение», — констатирует управляющий партнер Baksht Consulting Group Константин Бакшт.

Экспертиза и репутация

«В диапазоне внимания «Билайна» сейчас около ста коучей, — говорит директор по управлению талантами и развитию персонала «ВымпелКома», руководитель «Билайн университета» Екатерина Подвальная. — Основные ориентиры для выбора — это квалификация, членство в профессиональных ассоциациях коучинга, количество наработанных клиентских часов, наличие экспертизы, подтвержденное рекомендациями». Аналогичного подхода в отборе коучей придерживаются и другие крупные компании, работающие в этой сфере системно, добавляет эксперт. «Иначе никак, большинство коучей в России — теоретики, не имеющие существенного практического опыта в вопросах, по которым они консультируют», — соглашается Константин Бакшт.

«Успешные коучи всегда имеют большую клиентскую базу, а новые клиенты добавляются почти исключительно по рекомендациям, — рассуждает Андрей Колочинский. — Только на рекомендации мы и смотрели, когда выбирали коуча для отдела продаж. При этом поиски не были ограничены сферой недвижимости: знание специфики других отраслей помогает шире посмотреть на нашу проблематику».

Если речь идет о поиске личного, а не корпоративного коуча, стоит обращать внимание на те же факторы, что являются первостепенными для фирм и корпораций. «В России понятие «коуч» не внесено в реестр профессий, поэтому следует ориентироваться на наличие профессиональных международных сертификатов, — советует Анна Лебедева. — Также нужно уточнить, сколько часов коучинга за плечами конкретного коуча. Здесь отсчет ведется от 200 часов, что будет подходящим уровнем для специалиста. Обязательным моментом будет и проведение бесплатного chemistry-интервью, чтобы понять, есть ли контакт между коучем и его клиентом».

Товар лицом

«Самый эффективный способ привлечения новых клиентов — это много и хорошо работать, других я не знаю. Опыт и репутация важны в первую очередь», — говорит Екатерина Подвальная. Есть и другие возможности заявить о себе. Едва ли не лучшая — наличие книг, выпущенных в ведущих издательствах, или как минимум большое количество статей, регулярно выходящих в именитых деловых СМИ, подчеркивает Константин Бакшт. «Профессиональные блоги также подойдут, — добавляет он. — Главное — книги, статьи и блоги должны отражать наличие у коуча мощных технологий, которые позволят ему эффективно решить нужную вам задачу».

Опытные коучи уделяют внимание выбору правильного канала работы с потенциальными клиентами. «Статьи, работа с НКО, ведение собственных блогов — действенные пути продвижения и позиционирования коуча, но важно учитывать аудиторию, в которую он целит. Сотрудничество с бизнес-школами и работа на программах МВА — отличный канал продвижения», — констатирует Екатерина Подвальная. Примером успешного позиционирования в социальных сетях эксперт называет карьерного коуча Анну Данишевскую: «Она сделала профессиональную страницу в Facebook, где пишет «истории». Это тоже эффективный канал, поэтому аудитория Данишевской есть не только в Израиле, где коуч живет постоянно».

«Любая статья должна быть не просто полезна: нужно найти отклик у людей именно в той нише, в которой коуч хочет быть востребован», — соглашается директор по развитию Международного университета Global Coaching Ольга Будруева. «Социальные сети — прекрасная платформа, чтобы, адресно обратившись к потенциальной аудитории, быстро наработать базу и продемонстрировать предметную экспертизу. Выбирая коуча для отдела продаж, мы специально мониторили потенциальных кандидатов в соцсетях», — добавляет Андрей Колочинский.

«Фальшивомонетчики рынка»

Продвижение этого типа образовательных услуг крайне затруднительно без регулярного участия в профессиональных мероприятиях с аудиторией как коучей-коллег, так и корпоративных заказчиков. «Именно там коуч может подробно, обстоятельно рассказать о своих методиках, презентовать кейсы и обратиться напрямую к подготовленной аудитории, принимающей решение о том, с кем именно работать. Правда, мероприятия, даже качественные, далеко не всегда являются гарантией отбора лучших», — комментирует тренд Константин Бакшт.

Публичные мероприятия хороши и для выявления «фальшивомонетчиков рынка»: «С недавних пор в России появилось немало спикеров, изображающих из себя молодых успешных миллиардеров. Такие «бизнесмены» любят большие аудитории и со сцены рассказывают, что «главное — просто объявить себя экспертом и этим зарабатывать, а что вы на самом деле знаете, совершенно не важно: каждый может стать долларовым миллионером!». Вот таких ребят надо обходить стороной», — иронизирует Константин Бакшт.

Опытные люди сразу вычисляют таких недобросовестных коучей, предпочитая не пользоваться услугами подобного рода. Однако отдельные физические лица, желающие найти для себя коуча впервые, нередко попадаются на удочку.

Слабость рекламы и сила соцсетей

За годы работы российский сегмент коуч-рынка выработал определенные аксиомы. Одна из них, подчеркивает Константин Бакшт, — практически полная бесполезность прямой рекламы услуг коучинга, прежде всего для корпоративного сегмента. В индивидуальном коучинге этот инструмент продвижения более действенен. «Заказчик обычно менее подготовлен и искушен, поэтому потенциально может купиться на яркую рекламу или громкие обещания. Но отдача от таких инвестиций нередко бывает отрицательной. Если вы доверились непрофессионалам, легко понести весьма существенный ущерб, а то и вовсе лишиться большей части клиентов или бизнеса», — предупреждает эксперт.

Особенно активно в последние пару лет набирает обороты продвижение в Instagram. «В идеале профессиональный профиль в Instagram с платными постами и рекламой — это инструменты для зрелого коуча, который определился с аудиторией», — полагает Анна Лебедева. Однако на практике часто выходит наоборот: ресурс пестрит профайлами коучей без реального опыта и рекомендаций.

Бегом от коучинга

Популярность коуч-сегмента породила еще один тренд. Некоторые востребованные российские коучи вообще не продвигают себя в этой области и даже избегают именоваться коучами. «Они позиционируют себя профессионалами в своих, часто весьма узких, областях. Например, речь может идти о продажах в каком-то специальном сегменте типа черной металлургии или повышении узнаваемости менеджера в конкретной отрасли», — говорит Константин Бакшт. При этом, продолжает он, непосредственная работа с клиентами ведется специалистом именно в формате коучинга.

Эксперт приводит в качестве примера запуск собственной консалтинговой компании: «В тот момент я обратился за профессиональной помощью к бизнес-издателю Игорю Манну. Причина моего выбора — его книга «Маркетинг на 100%», к тому же его рекомендовали знакомые бизнесмены. Несколько лет Манн был моим наставником по стратегическому маркетингу и развитию личного бренда. Его консультации были бесценны».

При этом Игорь Манн никогда не позиционировал себя как профессиональный коуч, добавляет Константин Бакшт.

Фото: Getty Images

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения» Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения»

Дмитрий Астрахан — о своей новой постановке и о вечных недоброжелателях

Эксперт
Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь

Устойчивая тенденция последних лет — развитие общественного транспорта

Наука и жизнь
Гусеницы на плодах томатов вызвали электрическую активность в плодоножках Гусеницы на плодах томатов вызвали электрическую активность в плодоножках

Растения томатов отреагировали на появление травоядных гусениц на плодах

N+1
Мотивация по-русски Мотивация по-русски

Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов меньше американского

РБК
Путеводитель по Новой Третьяковке Путеводитель по Новой Третьяковке

Гид по Новой Третьяковке, где хранятся работы художников ХХ века

Культура.РФ
Тундра: переломный момент Тундра: переломный момент

Вечная мерзлота в Арктике тает гораздо быстрее, чем можно было ожидать

National Geographic
Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях

Десять фаворитов, за которыми стоит следить и на соревнованиях, и в соцсетях

Playboy
Как начать инвестировать в облигации Как начать инвестировать в облигации

Рекомендации для тех, кто делает первые шаги на фондовом рынке

РБК
Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя Последняя поп-икона нулевых: как Эми Уайнхаус меняла музыку и погубила себя

Как смерть певицы Эми Уайнхаус и ее наследие воспринимаются сейчас

Esquire
Тайное убежище: мужчины — о том, что помогает им в трудных ситуациях Тайное убежище: мужчины — о том, что помогает им в трудных ситуациях

Как в непростой период жизни обрести опору и душевное равновесие

Psychologies
Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут

Что ждет водителей, которые срезают углы при поворотах?

РБК
Спецслужбы устроили массовую слежку за журналистами по всему миру с помощью шпионского ПО израильской NSO Group. Главное Спецслужбы устроили массовую слежку за журналистами по всему миру с помощью шпионского ПО израильской NSO Group. Главное

В прессу попали 50 тысяч номеров, за которыми следили спецслужбы

TJ
Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами

Русские видеоблогеры ввели новую моду в соцсетях — портить супердорогие машины

Maxim
Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа

Скриншот с макбука: с помощью сочетания клавиш, встроенной и сторонних утилит

CHIP
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
Путь к себе Путь к себе

Сати Казанова о том, как выглядит идеальный летний день

Grazia
Создана первая подробная карта внутреннего строения Марса Создана первая подробная карта внутреннего строения Марса

Благодаря миссии Mars InSight была сконструирована карта строения Марса

National Geographic
Мой веселый, звонкий мяч Мой веселый, звонкий мяч

У тенниса появился серьезный конкурент

Tatler
Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR Глеб Калюжный – о своем первом альбоме JUN1OR

Начало музыкального пути с отсылкой к хип-хоп культуре начала 2000-х

GQ
«Проклятые экономики» «Проклятые экономики»

Отрывок из книги «Проклятые экономики» об экономических катастрофах разных эпох

N+1
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
Сидел в тюрьме, стал проповедником и начал двигать фондовый рынок Индонезии в Instagram: кто такой Юсуф Мансур Сидел в тюрьме, стал проповедником и начал двигать фондовый рынок Индонезии в Instagram: кто такой Юсуф Мансур

Юсуф Мансур — один из самых популярных в Индонезии проповедников

VC.RU
Маленькая принцесса: 10 интересных фактов о Харпер Бекхэм и ее знаменитой семье Маленькая принцесса: 10 интересных фактов о Харпер Бекхэм и ее знаменитой семье

Интересные и малоизвестные факты о Харпер Бекхэм и ее семье

Cosmopolitan
13 историй знаменитостей, которые тайно поженились 13 историй знаменитостей, которые тайно поженились

Кому из знаменитостей удалось сыграть секретные свадьбы?

РБК
В Пензе снесен единственный в России деревянный планетарий В Пензе снесен единственный в России деревянный планетарий

Под предлогом «реставрации» в Пензе снесли деревянный планетарий

National Geographic
Остались друзьями? Хроника развода Анджелины Джоли и Брэда Питта Остались друзьями? Хроника развода Анджелины Джоли и Брэда Питта

Что Джоли и Питт говорили о своём разводе

Cosmopolitan
Толстая и ленивая: как Диккенс насмешками выжил жену из дома Толстая и ленивая: как Диккенс насмешками выжил жену из дома

Как Чарльз Диккенс издевался над своей женой

Cosmopolitan
Наколи мне брови! Почему мужской макияж все еще считается дикостью в нашей стране? Наколи мне брови! Почему мужской макияж все еще считается дикостью в нашей стране?

Тиктокер, культуролог и визажист: почему мужчины не используют косметику?

Playboy
Как выглядят звезды сериала «ИП Пирогова» в бикини: Елена Подкаминская и другие Как выглядят звезды сериала «ИП Пирогова» в бикини: Елена Подкаминская и другие

Пикантные фото звезд сериала «ИП Пирогова»

Cosmopolitan
Открыть в приложении