Бесперебойные поставки
Как производство сахара остается стабильным в новой реальности

Самообеспечение основными продуктами питания — одно из неотъемлемых условий безопасности страны. Производителям сахара, в частности, удалось создать производственные цепочки, защищенные от воздействия внешних факторов.
Вопросы продовольственной безопасности становятся все более актуальными во всем мире. Во время коронакризиса удар по цепочкам поставок продуктов нанесли карантинные ограничения. Так, например, в России весной 2020 года резко вырос спрос на гречку — цена на нее взлетела, а объем запасов на складах снизился. В первом квартале 2022 года ситуация повторилась уже в виде «сахарной паники». В марте 2022-го в результате высокого спроса цена на сахар выросла на 44%. И гречкой, и сахаром в такие периоды некоторые семьи запасались на год и более, несмотря на бесперебойность поставок.
Ажиотажный спрос нервирует как покупателя, так и производителя, для которого важно работать в плановом режиме, позволяющем контролировать режим отгрузки, отмечает генеральный директор ГК «Продимекс» Виктор Алексахин. «Быстрая стабилизация поставок после всплеска спроса объясняется тем, что на сахарном рынке производителями был создан достаточный запас», — объясняет он.
Стабильное питание
По таким группам товаров, как зерно, сахар, растительное масло, мясо, рыба, Доктрина продовольственной безопасности РФ реализуется с опережением показателей, заявил в июле 2022 года на стратегической сессии по сельскому хозяйству глава правительства РФ Михаил Мишустин.
В доктрине, вступившей в силу в 2020 году, порог самообеспеченности по сахару и растительному маслу повышен с 80 до 90%, по рыбной продукции — с 80 до 85%. Предыдущая версия доктрины действовала с 2010 года. Свеклосахарная индустрия — пример рывка страны с позиции крупнейшего в мире импортера сахара-сырца в конце 1990-х (на пике импорт превышал 6 млн т в год) к статусу ведущего поставщика продукта, а также мелассы и гранулированного свекловичного жома (продуктов переработки свеклы) на рынки стран Евразии, Африки и США, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Согласно данным аналитического отчета ИКАР, продуктивность свекловодства в РФ за это время выросла почти в четыре раза — до 5,17 т сахара с 1 гектара посевов.
Серьезный вклад в развитие собственных мощностей обеспечили ведущие агрохолдинги, выстраивающие вертикально интегрированное производство сахара от поля до прилавка. По данным Национального рейтингового агентства (НРА), около 60% рынка сахара контролируется четырьмя производителями. Крупнейшим из них с долей 19% является группа компаний «Продимекс».
Крупнейшие производители сахара в России

Начав в 1992 году как торговая компания — поставщик импортного сахара, «Продимекс» вскоре стал переориентироваться на выстраивание собственного производства. Но в конце 1990-х — начале 2000-х бизнес столкнулся с отсутствием надежных поставщиков сырья, а именно сахарной свеклы. «Сельскохозяйственных товаропроизводителей кидало из одних культур в другие, у них не было возможности обеспечить долгосрочные поставки. Мы были вынуждены, что называется, идти в землю — приобретать земельные массивы», — говорит гендиректор агрохолдинга Виктор Алексахин.
Общий объем пахотных земель компании за последние десять лет увеличился почти в два раза и составил более 900 тыс. га. Площадь посевов сахарной свеклы с 2004 года увеличилась в десять раз — более 160 тыс. га в 2019-м.
В 1998 году «Продимекс» приобрел первый сахарный завод. Сейчас в активе группы 14 высокопроизводительных предприятий.
Сахарную свеклу по правилам агротехники нельзя сеять на одном поле чаще чем раз в четыре года, а лучшими ее предшественниками являются озимые хлеба, зернобобовые культуры, кукуруза. При этом свекла обеспечивает отдых почвы от более интенсивно возделываемых зерновых культур. Как промежуточная культура она разрывает цикл многих вредителей, сорняков и болезней, а также снижает потребность в пестицидах.
Сегодня помимо свеклы «Продимекс» выращивает пшеницу, ячмень, горох, кукурузу, подсолнечник, рапс, лен и сою. Многопрофильность — еще один фактор эффективности и устойчивости сахарного бизнеса, отмечают в компании.