Житие святой: как экспериментальный байопик оживил панк-икону Янку Дягилеву
На большие экраны выходит фильм Игоря Поплаухина «На тебе сошелся клином белый свет» о певице и авторе песен Янке Дягилевой. Forbes Woman рассказывает, как режиссер превратил героиню в нашу современницу — то ли перенося ее в 2020-е, то ли отправляя зрителей в конец 1980-х
Янка Дягилева — одна из самых любимых и при этом загадочных представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х — начала 1990-х годов и одна из немногих женщин в мужском мире панк-рока. Про Дягилевутак так и хочется сказать «неуловимая» — или более холодно и рационально: «незадокументированная». Певица не любила общаться с прессой, не стремилась к славе, не вела дневников (по крайней мере, известных публике), поэтому от нее остались только стихи, несколько альбомов, бутлегов (неофициальных аудиозаписей) и воспоминания современников, изменчивые и обманчивые. Она ушла из жизни так же загадочно — одним майским днем отправилась в лес и не вернулась. Через неделю после исчезновения ее тело нашли в сибирской речке Иня.
Дягилева — идеальный романтический образ, в котором есть меланхолия, тоска, юношеское желание ухватить саму суть жизни и при этом ощущение чего-то большего, чем сама эта жизнь. Кажется, что Поплаухин стремился показать именно это, а не историю реального человека, хотя, парадоксально, благодаря такому решению Янка получилась живее всех живых.
Фильм сосредотачивается на последних днях жизни певицы: после ссоры с музыкантом, лидером группы «Гражданская оборона» Егором Летовым она уезжает из города на родительскую дачу под Новосибирском. Там страдает от разбитого сердца и одновременно становится источником страданий безответно влюбленного сводного брата Сергея; ссорится с подругой Катей; ревнует отца к его новой жене; разговаривает с мертвыми родственниками и пытается разобраться в себе.