Расти большой: как расширить бизнес по примеру «Связного» и Райффайзенбанка
Компании диверсифицируют ассортимент и услуги, чтобы увеличить выручку. Сегодняшние потребители позитивно реагируют на новинки, если только не допустить ошибку, как Cosmopolitan или Colgate.
Диверсификация позволяет более уверенно и устойчиво себя чувствовать и неплохо защищает от финансовых потерь: например, если в одной категории сократился спрос, то можно его компенсировать за счет роста в другой. Такая стратегия позволяет выстроить более глубокие отношения с уже имеющейся аудиторией покупателей и привлечь новых. Однако при любой диверсификации есть несколько правил, которые необходимо помнить, чтобы она прошла успешно и принесла ожидаемый результат.
Общая ассоциация
Если вы продаете обувь, логично предлагать средства по уходу за ней. Главное, чтобы все предлагаемые товары укладывались в один ассоциативный ряд.
В 1999 году под брендом Cosmopolitan вышел йогурт. В компании полагали, что продукт сам себя продаст, так как у глянцевого журнала большая аудитория читателей, но этого не произошло. Покупатель никак не ассоциировал новый продукт с изданием, не понимал, в чем его преимущество, и убедить его приобретать новинку было очень сложно.
Центр финансовых технологий (ЦФТ), напротив, продемонстрировал удачный пример диверсификации. Когда-то компания начинала с разработки программного обеспечения для банков, потом стала оказывать услуги процессинга, перешла непосредственно к оказанию банковских услуг и финансовому ретейлу. Фактически компания развивалась в соответствии с тем, как менялся рынок и потребности клиентов, при этом все продукты компании увязаны с один ассоциативный ряд.
Знай свое дело
Любая новая товарная категория требует необходимых компетенций от команды. Если их нет, то ожидания покупателя не оправдаются и продукт окажется провальным. Тем более что зачастую компании, предлагая дополнительный ассортимент, заходят в нишу, в которой уже есть профессиональные игроки. Мы в свое время отказались от парфюма, так как на площадях обувного магазина не могли предложить столь же широкий выбор, как специализированные магазины косметики, к тому же и для продажи данного продукта нужны были отдельные продавцы-консультанты, которые хорошо разбираются в этом товаре.
IT-гигант Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) развивает множество направлений, ряд из них оказываются успешными и приносят доход компании, но не все. Например, спустя четыре года Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) объявил, что отказывается от проекта беспилотника, работающего на солнечных батареях. IT-компания объяснила это тем, что за время реализации проекта подобными беспилотниками занялись ведущие игроки аэрокосмической отрасли, они активно инвестируют в технологии и дизайн. С одной стороны, понятно, что направление перспективное, но, с другой стороны, очевидно, что такие компании, как Boeing, обладают большими компетенциями и огромным опытом в сфере летательных аппаратов, поэтому конкурировать с ними не так просто.