Работа мечты. Как маленьким компаниям привлекать лучшие кадры
Строить бренд — не так уж дорого, как думают многие владельцы небольших компаний. И при этом совершенно необходимо конкурировать за таланты с крупными корпорациями
В малом бизнесе обычно нет долгой цепочки собеседований и согласований, свойственных крупным корпорациям, так как первое лицо компании непосредственно принимает участие во всех процессах. Однако, рано или поздно наступит момент, когда собственных ресурсов руководства на подбор и управление персоналом будет не хватать и потребуется делегировать эти задачи отдельному специалисту. И здесь возникает ряд сложностей и вопросов, которые необходимо решить каждому владельцу небольшой компании.
Когда пора брать в команду HR-специалиста?
В зависимости от специфики и сложности позиций объем рекрутмента будет отличаться. Если требуется закрыть типовые или просто несложные вакансии, то компании будет дешевле отдать подбор на аутсорсинг, например, фриланс-рекрутеру. При условии, что у первого лица компании есть достаточное количество времени и навыков для подбора и управления персоналом, HR-специалист может и не понадобиться даже при штате более 100 человек. Однако однозначно стоит задуматься об отдельном человеке для работы с людьми, когда директору не хватает ресурсов на управление конфликтами между сотрудниками, поддержку продуктивной атмосферы в компании, налаживание коммуникаций и обратной связи на всех уровнях, а также когда он чувствует проблемы с подбором или совершает ошибки при найме, которые стоят гораздо дороже, чем уход сотрудника.
Найм правильных сотрудников важен не только для формирования сплоченной и эффективной команды, но и для результатов бизнеса в целом. Одним из примеров может послужить проект Zsales 2.0 от Zecurion. В компании была создана система для подбора и адаптации менеджеров по продажам. Во-первых, понаблюдав за своими текущими сотрудниками, работодатель выделил ключевые факты успеха на этой позиции и при подборе ориентировался на них. Во-вторых, в Zecurion отказались от традиционных собеседований в пользу нового формата — бизнес-встреч. Если говорить об адаптации, то главным нововведением был так называемый shadowing — наблюдение новичков за каждым шагом работы опытных сотрудников. Так они быстрее вникали в специфику работы и получали больше практических знаний от лучших коллег.
Трудозатраты HR-менеджеров уменьшились более чем на 50%, у руководителей — на 85%, а благодаря максимально объективной оценке кандидатов текучесть новичков снизилась до 9%, средний период от выхода на работу до первой продажи сократился с 6 до 4 месяцев, а средняя сумма первой продажи менеджеров стала выше на 200 000 рублей. Система позволила сократить цикл найма менеджеров по продажам и повысить качество подбора, тем самым ускорив процесс получения прибыли.
В технологических стартапах HR-специалист может понадобиться и на более ранних этапах развития компании. Подобрать профессионалов в этой области — задача не из легких, так как рынок ИТ-специалистов перегрет, и именно соискатели диктуют на нем правила игры. Допустим, нам нужно подобрать кандидата с уникальным опытом или целую команду разработчиков. Стандартный подход с обработкой откликов на вакансию вряд ли будет эффективен. Очевидно, что потребуются дополнительные инструменты и варианты привлечения кандидатов. В подобных ситуациях нужен специально обученный ИТ-рекрутер, который точно знает, где искать нужных людей и как найти к ним подход. Сейчас на рынке большая нехватка таких специалистов, и их гонорар может быть довольно высоким, что следует учесть при планировании бюджета на закрытие вакансий.