«Пузырь доткомов 19 века»: как шотландец обманом собрал сотни тысяч фунтов на развитие вымышленной страны Пояис
В 1820-х жаждущий денег Грегор Макгрегор провозгласил себя правителем земли, которой не владел: придумал флаг, герб, банкноты и обещал изобилие рыбы, дичи и лучшую жизнь. Почему большинство поселенцев так и не вернулись домой и что стало с Макгрегором — в пересказе The Hustle.
20 марта 1823 года, после двух месяцев в водах Атлантического океана, пассажиры корабля Kennersley Castle сошли на южноамериканскую землю Пояис, где собирались построить новую жизнь — среди красных деревьев и сверкающих на солнце песчаных берегов. Им обещали изобилие рыбы, плодородные земли и леса, полные оленьих стай.
Разнорабочие с жёнами и детьми вызвались заняться строительством, а врачи и юристы, которые ради переезда продали своё имущество в Европе, надеялись получить в новом государстве высокопоставленные должности. Но вскоре все они узнали, что никакой страны Пояис на самом деле не существовало.
Кто придумал легенду о государстве Пояис
Шотландец Грегор Макгрегор родился в 1786 году в обеспеченной семье. До 16 лет учился в лучших школах Великобритании, а после поступил на военную службу, где закрутил роман с дочерью адмирала военно-морского флота Марией Боувотер. Девушка входила во влиятельные круги, так что Макгрегор быстро получил доступ не только к связям её семьи, но и деньгам.
Он заплатил £900 ($97,5 тысяч в 2022 году), чтобы занять должность командира полка, ради которой другим приходилось годами трудиться. После шотландец стал метить в генералы. Однако опыта у него по-прежнему не было, поэтому после стычки с вышестоящим офицером ему пришлось уйти в отставку.
В 1811 году Боувотер скончалась. Родственники девушки не хотели мириться с позором и разорвали все связи с Макгрегором. Через год, когда сбережений не осталось, шотландец на несколько лет примкнул к борьбе Венесуэлы за независимость от Испании и сражался под командованием революционера Франсиско де Миранды. Он повторно женился на богатой даме — двоюродной сестре политика и военного Симона Боливара — и в 1821 году вернулся в Англию.
Несмотря на то, что его войска дезертировали во время сразу двух ключевых для Венесуэлы сражений, благодаря связям с де Мирандой и семейством Боливар Макгрегор завоевал доверие в военно-политических кругах и часто бывал в гостях у лорд-мэра лондонского Сити.
Но восхищались шотландцем не все, пишет The Hustle. В 1820 году брат одного из сослуживцев Макгрегора выпустил 418-страничную книгу, в которой подробно рассказал, каким никудышным лидером тот был в Венесуэле.
«Помыслить не могу, каким безумцем и глупцом нужно быть, чтобы примкнуть к отчаянным инициативам Макгрегора после всех его неудач. Человечество, каким бы падшим оно ни было, на такое не способно», — заключал он. Ну а шотландец на тот момент уже вынашивал более грандиозный план, пишет издание.