Школьный треугольник
Учитель–ребенок–родитель. В идеале это «отношения сотрудничества и взаимопонимания», но в реальности они часто осложняются. Мы собрали мнения психологов о том, как эти отношения улучшить. И добавили к ним рассказы учителей о детях нового поколения – отличаются ли они от прежних, и если да, то чем.
Какими вырастут наши дети – сильными и спокойными или тревожными и неуверенными? Это зависит в первую очередь от семьи. Но не в последнюю – от того, какими будут их школьные годы, легко ли им будут даваться разные предметы, как сложатся отношения с учителями. Ведь педагоги оценивают не только знания, часто они рассказывают ребенку о том, какой у него характер, к чему у него способности. К сожалению, не всегда эти оценки вдохновляют. «Ленится, медленно соображает» – услышать такое неприятно и детям, и родителям. Но детям труднее: ведь у них еще не выработаны навыки анализа, и слова взрослых они принимают на веру. «Если речь идет о чертах характера или внешнем виде ученика, ребенок убежден: если это увидел преподаватель, значит, все вокруг это замечают, – утверждает философ и психотерапевт Николь Приер (Nicole Prieur). – И ему придется, забившись в угол, бороться с этим, как ему кажется, всеобщим представлением о нем».
Почему так обидно?
Обидные замечания ранят, по мнению Николь Приер, одновременно нарциссическое начало и самоуважение ребенка. Слово преподавателя затрагивает идеальное «Я» (то, чем мы мечтаем стать) и начинает играть роль «сверх-Я», нашей совести, внутреннего судьи. Именно поэтому оно особенно сильно выбивает из колеи в том возрасте, который соответствует важным этапам развития психики (поступление в школу, пубертат...). В первые годы жизни мы – «наш собственный идеал», как говорил Зигмунд Фрейд1, но к 6–7 годам ситуация меняется. «В школе ребенка начинают оценивать гораздо активнее, чем в детском саду; и главное, он выходит из состояния, когда быть собой – нечто само собой разумеющееся, – объясняет Николь Приер. – Ребенок становится уязвим для внешнего суждения, которое уже не так доброжелательно, как раньше». Он замечает, что не наделен всеми совершенствами, и переносит любовь, которую больше не может направить на свое «Я», на идеал, к которому будет отныне стремиться. «Но именно это стремление к идеалу, – продолжает Николь Приер, – можно погубить ранящим замечанием преподавателя».
Понять учителя
Если учитель, по нашему мнению, несправедлив к ребенку, нам не очень-то хочется разбираться почему. Но, возможно, поняв его мотивы, мы сможем взаимодействовать более эффективно. «Вешать на ребенка ярлыки и рассуждать о его способностях в целом более свойственно «нарциссичным» учителям, для которых невыносимы собственный провал или профессиональная беспомощность, – считает гештальт-терапевт Виталий Сонькин. – Им нужна «объективная» констатация, что этот школьник необучаем. Только в таком случае они не будут ощущать собственной вины за его неудовлетворительную учебу. Средств для такого перекладывания вины достаточно: можно вызывать к доске таким тоном, чтобы ребенок испугался и подтвердил статус неудачника. В результате этих манипуляций нарциссически травмированных педагогов дети сами оказываются травмированы». Но есть один секрет, который помогает иметь дело с педагогами этого типа. «Как люди отзывчивые и ответственные (а именно ответственность сделала непереносимым для них педагогический провал), они нуждаются в признании и благодарности, – объясняет Виталий Сонькин. – И если такому учителю сказать, что вы цените его вклад в развитие ребенка и просите помочь, – скорее всего, он откликнется и смягчится».