Обнажить седины
Чем сильней проседь, тем ближе закат жизни, немощь и понижение социального статуса? С этим согласны не все! Наши герои отказались от краски и больше не скрывают свой естественный цвет волос. Почему они сделали такой выбор?
Границы активного периода жизни отодвинулись далеко вперед. Но на культурных кодах это пока не отразилось. В обществе по-прежнему царит идея вечной молодости, поддержанная индустрией красоты. Седина же – видимый признак того, что мы уже не молоды.
«Как в театре или кино показывают старение героя? – замечает психодраматист Вита Малыгина. – Надевают на артиста седой парик. Наше бессознательное автоматически считывает белые волосы как старость, то есть завершение периода активных поисков партнера, рождения детей, карьерного роста и бурных жизненных перемен».
Неудивительно, что в мире высокой конкуренции демонстрация седины кажется отчаянной смелостью. Она обрекает владельца (особенно владелицу) на все «радости» эйджизма: автоматическое списание со всех счетов и потерю сексуальной привлекательности. «Зачем себя состарила? Успеешь еще стать бабушкой!» «Что тебе мешает продлить молодость благодаря краске?». С подобными комментариями нередко сталкиваются седовласые женщины в расцвете лет, когда делятся личными фотографиями в соцсетях. Среди них – и герои нашего портфолио, которые признаются: противостоять такому натиску непросто.
Почему же некоторые делают этот шаг? «Иногда решение не закрашивать седину приходит как результат осмысления своего жизненного опыта (а иногда и личной психотерапии), когда нам вдруг становится понятно, что действительно важно, а что нет, – продолжает Вита Малыгина. – И тогда у нас возникает потребность ощущать свой возраст – чтобы чувствовать себя целостными и жить в реальности, а не в фантазиях о реальности. Чтобы быть тем и таким, кто мы есть и какие мы есть, а не какими хочется выглядеть или какими нас хотят видеть». Для кого-то обнажение седины – необходимое условие открытости перед другими. А для кого-то – акция протеста, вызов требованиям общества, подобно выходу из дома в мини-юбке полвека назад. Может быть, поэтому не так давно появилась мода на седину, которую имитируют молодые женщины и мужчины?
Нана, 53 года, танцовщица, художница
“Тело подсказало, что ему некомфортно”
Первый седой волос у меня появился в 10 лет. Я рано начала краситься. Сначала с удовольствием меняла цветовые оттенки, но к 35 годам радость эксперимента сменилась тревогой: скорее спрятать, замаскировать эту белесость! Каждые две недели приходилось думать о маскировке. Меня это сильно напрягало. Я занимаюсь интуитивным танцем, а он основан на том, чтобы слушать потребности своего тела, его импульсы, просьбы. Так вот тело подсказывало мне, что ему некомфортно. Я изо всех сил пыталась контролировать ситуацию, от этого возникали блоки, зажимы, я это чувствовала. Кожа головы реагировала на краску зудом, раздражением. Получалась нестыковка: тело просит одно, а я ему навязываю что-то