Наша библиотека
Искусство понимать ребенка
Светлана Кривцова, Галия Нигметжанова
«Книги для родителей делятся на две группы, – замечает психолог Александр Асмолов. – Одни – про детей (про нормы развития, кризисы и возрастные особенности), их чтение помогает сравнить свои ожидания от ребенка с общепринятыми. Такие книжки читают с подспудным вопросом: «Мой ребенок нормальный?» Другие – про то, как с детьми управляться: как остановить истерику, как правильно отлучить от груди, как подготовить к рождению следующего ребенка, как сообщить о смерти бабушки, и многое-многое другое. Их чтение внушает оптимизм и уверенность: оказывается, можно решить любую проблему!
Книгу детских психологов, экспертов Psychologies Светланы Кривцовой и Галии Нигметжановой нельзя отнести ни к одной из этих групп, хотя она и о детях, и о взаимодействии с ними. Главный ее герой – родитель, мама, папа, бабушка, дедушка… – взрослый, который держит на руках, водит за ручку, моет, учит, кормит ребенка, разговаривает с ним. Что чувствует этот человек в самых разных ситуациях? Как в его сознании рождается тот или иной взгляд, точка зрения, оценка ребенка? Как он может проникнуть во внутренний мир сына или дочери?
Разве ребенка-дошкольника надо еще и понимать? Он ведь и так получает уход, игрушки, развлечения, обучение и ласку… Оказывается, понимание-то и есть самое главное, что нужно для счастья, – даже совсем маленькому человеку. Именно момент понимания в этой конкретной ситуации, здесь и сейчас, дети воспринимают как любовь, все остальное – не главное. Это подтверждает мировая психология, да и каждый из нас знает, что это правда, достаточно обратить внимание на то, что опыты «непонятости» мы помним всю жизнь. Характер, отношение к людям и к себе, сама наша жизненная история вырастают из опытов детского (не) понимания. То есть мы, родители, несем в себе детские опыты одиночества и одновременно те же способы сделать ребенка одиноким и несчастным, которые мы «подглядели» у своих мам и пап.
Авторы многие годы консультируют родителей и очень им сочувствуют. Да и сама атмосфера книги такая деликатная и принимающая, что ею легко заразиться, она формирует желание и готовность терпеливо понимать суть происходящего с ребенком. Прямо сейчас, в повседневных ситуациях».
Александр Асмолов, доктор психологических наук, академик Российской академии образования. Clever, 318 с., 420 руб.*
Психотерапия
Лечение психодрамой. Теория и практика
Р. Крюгер
Взрослый мужчина наряжается девушкой и разыгрывает сценку: старшая женщина велит ей переодеться в свое старое платье. Затем он страдает от вины и стыда. Как лечить его от фетишизма средствами психодрамы? По указанию терапевта на трех стульях он размещает всех героев: «девушку», ее «мать» и «мужчину», то есть самого себя. Они вступают в диалог, и выясняется, что он пытается восстановить связь со своей отстраненной матерью, восполнив нехватку близости, пережитую в детстве. Это лишь один пример из обширной клинической коллекции, которую предлагает вниманию читателя доктор медицины Райнхард Крюгер. Основная его тема – применение методик психодрамы (давно описанных, но впервые систематизированных) в лечении конкретных психических расстройств. Особую роль в его подходе играет творческая ментализация – установление связи между переживанием и поведением.