Прощай, мой господин: как разводились в Османской империи
Почему мужчины искали «промежуточных» мужей бывшим женам и как султанша наказала жестокого мужа, выжигавшего промежность проституткам.
Развод, как и всё, связанное с браком, регулировался законами шариата. Мужчине, как обычно, развестись было гораздо проще. Нужно всего лишь три раза сказать «Расстаюсь» перед женой, и тут — как по мановению волшебной палочки — жена женой быть переставала. Женщинам в этом плане было сложнее, приходилось выдумывать схемы и доказывать, что муж либо бьет ее (без причины!), либо несостоятелен как мужчина. Но мужчинам, надо отметить, всегда давали второй шанс.
Брачный контракт как основа семьи
Если вы думаете, что брачный контракт - изобретение европейской цивилизации, то вы ошибаетесь. В Османской империи контракт, или брачное соглашение, был обязательной частью брачной церемонии, и без него брак не считался действителен. В контракте было прописано и учтено практически всё: помимо информации о женихе и невесте, их родителях или опекунах в нем содержалась сумма махра (подарка жениха невесте, которым она распоряжалась по своему усмотрению), место проживания, условия, если у жены были дети от предыдущего брака, то взятие обязанностей по их содержанию. А также, если молодые так решили, обещание мужа иметь только одну жену. Да, в Османской империи у мужчины была возможность брать до четырех жен, если он мог их содержать, но по свидетельствам историков, моногамия не была таким уж редким явлением. Османский богослов XVI века Кыналызаде Али Эфенди, написавший трактат «Ахляк-и-аляи», особо отмечал, что в идеале семья должна быть моногамной: «Мужчина – это душа в доме; как не бывает одной души у двух тел, так и не может быть у двух домов один мужчина».
В общем, положение женщин было совсем не таким печальным, как могло бы показаться. Во-первых, у них всегда оставался махр, причем он состоял из двух частей: первая выплачивалась сразу, а вторая - после развода или же смерти супруга. Все детали этих выплат очень подробно расписывались в контракте, так что избежать их было невозможно. А нарушение этого контракта было веской причиной и основой для развода, и после развода женщина сохраняла право на материальное обеспечение. То есть она не только оставалась с подарками к свадьбе, ей обязаны были выплатить определенные отступные, а также содержать ее до конца жизни. Если речь шла о богатых семьях, то содержание предусматривало оплату расходов жены и детей на питание, проживание, одежду, прислугу. А если мужчина отказывался обеспечивать бывшую жену? Она опять шла в суд и жаловалась на него. Кадий в таких случаях всегда решал дела в пользу женщин. Невыполнение решения кадия, как и невыплата первой части махра, наказывалось тюремным заключением.