Профессионалы работают бесплатно: почему деньги убивают стартапы
Чем меньше ресурсов у вашего бизнеса — тем аккуратнее вы будете их расходовать.
В середине нулевых карьеры развивались быстро, и я в свои двадцать с небольшим быстро стал директором по маркетингу хорошо известного на рынке ювелирного дома. Компания много тратила на рекламу, поэтому меня знали ключевые «коммерческие люди» глянцевых СМИ. Все они просто мечтали заполучить рекламный контракт. К ногам простого распорядителя бюджетов были брошены все ценности столичной богемы. Хорошо, что игре в крутого директора по маркетингу положили конец события 2008 года — кризис отправил меня на рынок труда. Зато я узнал, что токсичными могут быть деньги, которые тебе не принадлежат.
Плохая аура больших денег
Книги и многочисленные истории успеха учат, что поиск инвестора — одна из главных задач основателя стартапа. На мой взгляд, для подавляющего большинства молодых компаний важность этой задачи сильно преувеличена. Вы создаете принципиально новые софтверные продукты и технологии, оборудование или медицинские препараты? Тогда инвестор вам действительно необходим чем раньше, тем лучше: без его ресурсов продукт элементарно не будет разработан, или появится существенно позже, когда кто-то более быстрый разработает жизнеспособный аналог. В более простых бизнесах, например, в ритейл-стартапах, поиск инвестора с первых шагов бизнеса — это проявление желания фаундера упростить себе жизнь и снизить собственные риски, которые на старте весьма значительны.
Полные карманы денег отравляют самовосприятие фаундера, атрофируют предпринимательское мышление и порождают желание нанять крутых специалистов на самых ранних этапах развития компании.