Самая северная точка Европы для искателей приключений

Вокруг светаПутешествия

Край света

Впереди — Северный полюс, внизу — Ледовитый океан, а весь мир сзади. «Вокруг света» побывал в самой северной точке Европы. И выяснил, что она зависит от точки зрения

Текст Маргарита Новикова

Долететь сюда можно только на ведре! Так русские туристы окрестили норвежскую авиакомпанию Widerøe. Салон самолетика Bombardier напоминает маршрутку: несколько рядов сидений — по два плюс еще одно через проход. Но главное — выходить надо… на третьей остановке! Да, от Тромсё на север самолет следует с остановками в деревеньках по пути.

Салон заполняется людьми, многие привычно здороваются друг с другом. Заходит китаец и приветствует сидящих по-норвежски. Ему отвечают, радостно хлопают по плечу, жмут руку. Местный? Похоже: немногочисленным туристам пассажиры лишь кивают и сдержанно улыбаются. Атмосфера как в маршрутке у метро в спальном районе. Лишь пропеллер на крыле, глухо рычащий сквозь иллюминатор, не дает забыть, что ты в самолете. Итак, третья остановка, город Хоннингсвог, не пропустить!

Дневной дозор

Аэропорт Хоннингсвога напоминает комнатку в демонстрационном зале магазина ИКЕА, прекрасный пример скандинавского дизайна и образа жизни: в помещении примерно в 20 м стоят стеллажи с книгами, простой маленький диван, журнальный столик, а лента для выдачи багажа в пару метров длиной спрятана у дальней стены. Окна в пол, а через них светит яркое солнце. На часах 23:30, а на улице полярный день.

До гостиницы в городке Хоннингсвог всего два километра, но марсианский северный пейзаж вокруг кажется бесконечным. Он тоже лаконичен, в соответствии с принципами скандинавского дизайна. По обе стороны дороги, насколько хватает глаз, — тундра, каменистые просторы, практически полное отсутствие растительности и скалы вдали. И среди этого пустынного пейзажа изредка попадаются летние домики веселенькой расцветки, на фоне суровой природы выглядящие времянками. Да уж, вековые замки — не про Норвегию. Здешняя архитектура кажется совсем несерьезной. Как она может спасать и в стужу, и в зной, и при ветре, и при затоплении?

Внезапно автобус останавливается. «Смотрите, олени! — показывает водитель. — Всегда их тут встречаю. Уже пять лет автобусы с туристами вожу, как из Югославии приехал, и ни разу не было, чтобы на этом участке стадо не застал». Оленята проносятся через дорогу, а один из взрослых встает и поворачивает голову, давая возможность рассмотреть, какой он, северный олень. Великолепный, что и говорить!

Небо затягивается и вокруг темнеет — начинается дождь. По обочине движется несколько велосипедистов, им дождь не страшен: непромокаемые куртки с капюшоном, шины с зубастым протектором, чехлы на рюкзаках. Местные готовы к любой погоде. А она меняется постоянно, раз в пять минут как минимум — вот опять выглянуло солнце, и это в полпервого ночи!

Солнце бьет в окно в гостинице Хоннингсвога, расположенной прямо у порта. Поэтому непременное условие сна в полярный день — плотные двойные шторы на окнах, такие тут в каждом доме. А поспать хоть немного нужно — завтра из этого порта начнется прогулка за королевским крабом.

Краб-то на самом деле камчатский, иммигрант из России. Еще в 1930-е этих ракообразных хотели перевезти из Охотского моря в Баренцево, но попытка была неудачной. А в 60-х годах ХХ века их выпустили у поселка Териберка в окрестностях Мурманска, и в 1977-м первого камчатского краба выловили уже у берегов Норвегии. Сейчас же крабовый промысел в этой стране практически превзошел традиционный лов трески.

Поездка за крабами начинается в бурю: дождь стеной, волны, небо затянуто тучами — на улице темнее, чем было «ночью». Впрочем, местные это бурей не считают. «Нет плохой погоды, есть плохая одежда, — говорит девушка Хеге, сопровождающая „крабовое сафари“ компании 71° nord (по широте, на которой расположен Хоннингсвог). — Термобелье, две пары носков, непромокаемые штаны и ботинки, флиска, куртка и перчатки обязательны. А вот наши фирменные комбинезоны, прорезиненные варежки и маски-очки. Все это надевайте поверх вашей одежды». Обилие одежды, как ни странно, совсем не сковывает движения: комбинезон очень свободный и легкий, при этом теплый и непромокаемый, а маска прекрасно защищает глаза от воды и ветра, когда катер лихо скачет по волнам. Тепло и сухо, хотя дело происходит в бушующем море.

Наклонившись к большому белому шару, раскачивающемуся на волнах, Хеге достает из-под него квадратную клетку-ловушку, в которой копошатся несколько крабов. «Для наживки мы используем тухлую рыбу, — объясняет девушка, — ведь краб идет на запах». Она вытаскивает двух, остальных опускает в клетке обратно.

Катер причаливает в соседней бухте, где на берегу стоит вежа — традиционное жилище саамов, селившихся в этих местах с древних времен. Это покрытый шкурами шатер из нескольких шестов, с отверстием наверху и очагом посередине, на котором и готовятся крабы — в морской воде, без добавления соли (так вкуснее!). За едой Хеге признается, что собирается уехать отсюда: «Я родилась в Хоннингсвоге. Закончу школу в следующем году и поступлю в университет в Хельсинки, там жить проще». «А мне, наоборот, тут больше нравится, — говорит капитан катера Юргис. — Я из Литвы приехал, сначала туристом, потом несколько лет морское дело изучал и остался насовсем. Здесь холодно почти круглый год, но я холод люблю».

Лучшее место для любителей холода — ледяной бар, один из самых популярных в Хоннингсвоге. Artico Ice Bar открыт только весной и летом, в полярный день. На входе — гардероб, где посетители берут «арктический плащ» — пончо с блестящей изотермической подкладкой, сохраняющей тепло, ведь температура внутри всегда –5 °C. Но в перчатках тут находиться не рекомендуется, почувствовать лед можно только голыми руками. Все здесь — барная стойка, столы и скамейки, стены и два экрана (гладкий и снежный), на которых демонстрируются фильмы о подводной жизни Арктики, даже подносы и стопки — сделано изо льда. На сиденьях и колоннах — шкуры. В центре — эскимосское ледяное жилище иглу в натуральную величину. Можно с удовольствием устроиться в иглу на мягких оленьих шкурах. А можно поболтать у стойки с хозяйкой заведения, которая расскажет, как правильно держать ледяной стакан, чтобы лед «откликался» на тепло человеческого тела.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Они все страдают Они все страдают

Почему все так полюбили непонятные древние картинки со смешными подписями

Вокруг света
Профессия, которой нет, но которая очень нужна всем Профессия, которой нет, но которая очень нужна всем

«Безыдейная» и «некреативная» девушка попросила помочь ей с профориентацией

СНОБ
Сила слова Сила слова

Некоторым нужно меньше минуты, чтобы прочитать стандартную страницу текста

Вокруг света
«Заплаканные» глаза: 7 бьюти-приемов, которые портят твой макияж «Заплаканные» глаза: 7 бьюти-приемов, которые портят твой макияж

Ошибки в макияже глаз, которые создают эффект уставшего вида

Cosmopolitan
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах

Американские ученые обнаружили внеземные сверхпроводящие материалы

N+1
Замороженное время Замороженное время

Пребывание среди вечных льдов делает людей оптимистами

Вокруг света
Просто маркетинг? Почему экобренды на самом деле не всегда экологичны Просто маркетинг? Почему экобренды на самом деле не всегда экологичны

Мы потихоньку начинаем осознавать, какое влияние мода оказывает на планету

Cosmopolitan
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Иностранный агент Иностранный агент

Из чего сложился образ самого прославленного шпиона в кинематографе

Esquire
Пока огонь горит Пока огонь горит

Африка — колыбель человечества, а ЮАР — многонациональная и разнородная страны

Вокруг света
«Пиноккио»: очень страшное кино «Пиноккио»: очень страшное кино

«Пиноккио» Маттео Гарроне — мрачная экранизация одноименной сказки

Psychologies
Яйцо высшей категории Яйцо высшей категории

Мистика и символика пасхального яйца — писанки

Вокруг света
Как рождать свежие идеи, или почему Эйнштейн был костью в горле Как рождать свежие идеи, или почему Эйнштейн был костью в горле

Forbes Life публикует отрывок из книги Дэйва Бирсса «Как генерить свежие идеи»

Forbes
Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света
«Удивительные истории»: как Стивен Спилберг неожиданно воскресил свой провальный сериал 1980-х «Удивительные истории»: как Стивен Спилберг неожиданно воскресил свой провальный сериал 1980-х

Зачем воскрешать неудачный проект и что из этого может получиться?

Esquire
«Хьюстон, у нас проблема» «Хьюстон, у нас проблема»

Какие ужасы пришлось преодолеть экипажу «Аполлона-13», чтобы остаться в живых

Вокруг света
Бренд как имя нарицательное: мечта маркетолога или кошмар юриста Бренд как имя нарицательное: мечта маркетолога или кошмар юриста

Плюсы и минусы для компаний, создающих инновационные товары и сервисы

Forbes
Хранители Хранители

Как буйволы стали национальным достоянием Индонезии

Вокруг света
Каким мы запомним Эдуарда Лимонова — литератора, который прожил все свои сюжеты Каким мы запомним Эдуарда Лимонова — литератора, который прожил все свои сюжеты

В жизни этого человека реальность невозможно было отделить от вымысла

Esquire
Режим полета Режим полета

«Вокруг света» отправился в Оман

Вокруг света
Юмор висельников. Смех в эпоху пандемии Юмор висельников. Смех в эпоху пандемии

По-настоящему смешные анекдоты вернулись

СНОБ
Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы

Никакие пограничные посты не смогут разделить людей одной культуры

Вокруг света
Фотонный кристалл позволил создать источник сверхпланковского излучения Фотонный кристалл позволил создать источник сверхпланковского излучения

Ученые продемонстрировали работу принципиально нового источника излучения

N+1
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
Опасная пауза Опасная пауза

С чем связаны сбои менструации, приливы и нарушения сна

Лиза
Война и мир, или три встречи с Кустурицей Война и мир, или три встречи с Кустурицей

Репортаж из Боснии и Герцеговины глазами Эмира Кустурицы

Вокруг света
Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы

Два года назад Тара Вестовер написала мемуары о жизни в семье мормонов

Forbes
Проявить внимание Проявить внимание

Снимки, сделанные в СССР и России с конца 1940-х до наших дней

Esquire
Думает и чувствует Думает и чувствует

Досье актрисы Элизабет Мосс выглядит довольно старомодно

Glamour
Открыть в приложении