Проблемы роста. 7 уроков, которые мы усвоили при расширении команды
Пандемия вынудила Educate Online сменить бизнес-модель. Если раньше компания отправляла детей учиться в иностранные школы, то теперь предлагает им делать то же самое дистанционно. Поскольку онлайн-обучение позволяет сэкономить на поездках и проживании ребенка за рубежом, число клиентов резко выросло. Пришлось в реактивном режиме расширять команду — за год она выросла с 8 до 90 человек. Вот какие уроки компания вынесла из этой непростой ситуации.
Возьмите найм на себя
Большинство собственников бизнеса сходятся во мнении, что построение команд — один из наиболее важных навыков для предпринимателя. Прекрасно, если у вас есть отличные HR-специалисты, но поиск людей (особенно на руководящие должности) не стоит полностью делегировать коллегам. Основатель и бизнес-партнеры должны лично утверждать тех, кто потенциально должен стать частью core team.
Даже в случае с наймом линейных сотрудников (например, курьеров или операторов колл-центров) руководителю стоит первое время лично собеседовать кандидатов — так он лучше поймет, кто нужен команде.
Например, чтобы найти руководителя в отдел клиентского сервиса, желательно сначала составить профайл нужного специалиста. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Узнать у менеджера онлайн-магазина статус покупки, решить проблему по запросу и проактивно позвонить клиенту — это три разных уровня сервиса, для которых нужны разные по глубине компетенции.
Три вопроса для кандидата
При общении с соискателями задайтесь следующими вопросами (они помогут понять, подходит ли человек для работы в вашей компании):
1. Сможет ли человек выполнять работу?
Это вопрос на проверку навыков и компетенций. Например, менеджеру по продажам важно быть коммуникабельным и стрессоустойчивым, иметь «улыбку в голосе» и уметь принимать отказ.
2. Насколько человек подходит команде?
Очень важно, чтобы члены команды были на одной волне, подходили друг другу по ценностям и горели общей идеей.
3. Будет ли человек делать эту работу хорошо вдолгую?
Этот вопрос связан с внутренним самоопределением кандидата: это дело, которым он по-настоящему хочет заниматься, или он ещё в поисках себя? Бывают случаи, когда на должность менеджера по продажам нанимают человека без соответствующего опыта, но с хорошими коммуникативными навыками. Но уже спустя пару месяцев новый сотрудник говорит, что эта сфера не его, и уходит.
Лучше всего, когда человек чувствует себя на своём месте. Так он будет работать в компании результативно, устойчиво и долго.