Прирожденные убийцы: как Amazon, Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) избавляются от стартапов
Крупнейшие корпорации мира делают все, чтобы не дать вырасти новым «фейсбукам» и «амазонам». Есть ли шанс у современных стартапов дорасти до рейтинга компаний Forbes?
Лишь считанным проектам удалось пройти за несколько лет путь от стартапа до единорога (компании с миллиардной оценкой). Почему у нового поколения не получается повторить взлет Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Snap, Google? Дело в том, что интернет-корпорации учли свой опыт и всячески предотвращают появление новых конкурентов. Есть ли шансы стать новым Цукербергом?
В то время как стартапы конкурируют друг с другом, ИТ-гиганты клонируют их продукты и всячески концентрируют ресурсы в своих руках. Некоторые основатели стартапов считают, что подобная тактика шокирует инвесторов и они все менее охотно вкладываются в молодые компании, особенно находящимся на потенциально интересных Amazon и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) рынках.
Технологические гиганты, не переставая анонсировать новые инструменты, разработки и приобретения, наводят страх молодых предпринимателей и венчурных капиталистов, оставляя последних лишь гадать, какие из их компаний будут убиты следующими. Инструментарий убийц стартапов и правда впечатляющий.
Выжженная земля
Венчурные капиталисты, такие как Альберт Венгер из Union Square Ventures, один из первых инвесторов в Twitter, говорят о «зоне отчуждения» вокруг гигантов, которые оставляют после себя буквально выжженную землю, опустошенную от человеческих и финансовых ресурсов.
Подобные «зоны отчуждения» возникают в сферах интересов крупных технологических компаний, включая поиск в Интернете, социальные сети, цифровую рекламу, виртуальную реальность, коммуникацию и связь, смартфоны, домашнюю акустику, облачные вычисления, искусственный интеллект, электронную коммерцию и другие.
Отсутствие явных монополистов рынка в криптоиндустрии и биотехе — одна из причин энтузиазма инвесторов в этих областях. Но эксперты не исключают покупку корпорацией Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) криптокомпании Coinbase, а значит, они могут прийти и в эти сферы. Основатель облачного сервиса Box, который избежал попадания под удар техно-колоссов и достиг капитализации около $2,6 млрд, советует стартаперам действовать быстрее: «Раньше у стартапов было несколько лет на то, чтобы начать работу над чем-то новым, не привлекая при этом внимание гигантов, а сегодня у них остается всего от 6 до 12 месяцев, прежде чем быть замеченными».
Влияние технологических гигантов не ограничивается «зоной их прямого поражения». Даже если лидеры рынка не копируют и не поглощают стартапы напрямую, они могут повлиять на их перспективы и капитализацию. В 2017 году Amazon купила сеть супермаркетов здоровой пищи Whole Foods Market за $13,7 млрд. После этого стартап по доставке еды Blue Apron сразу стал считать неперспективным и потерял 70% капитализации. Подобное влияние не ограничивается лишь стартапами: после анонса Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) запуска сервиса онлайн-знакомств акции Match Group, которой, например, принадлежат сервисы Tinder и OkCupid, обвалились более чем на 20%.
Рекрутинговый вакуум
Крупные технологические фирмы могут выкладывать огромные суммы, чтобы удерживать лучших и даже рядовых сотрудников в своих рядах, а их работникам нецелесообразно рассматривать возможность перехода в стартапы. В 2017 году Alphabet, Amazon, Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Microsoft выделили $23,7 млрд на опционы своим сотрудникам. Накапливание талантов в крупных компаниях существенно замедляет масштабирование стартапов. По словам сотрудника венчурной компании Index Ventures Майка Вольпи, стартапы в портфеле их фонда отстают на 15% в своих планах по найму за год. Таким образом, рекрутинг в руках технологических гигантов представляет собой грозный инструмент по укреплению своих «зон отчуждения». Помимо этого, у сотрудников становится меньше стимулов уезжать и создавать свои предприятия, что раньше было типичным развитием карьеры для предпринимателей.