Пределы адаптации: как в Индии переносят катастрофическую жару
Новости из Индии и Пакистана в последние две недели заставляют вспомнить трагические сцены из фантастического романа «Министерство будущего», который открывается рассказом о катастрофической жаре, от которой индийцы пытаются спастись — и почти безуспешно, поскольку энергетика не выдерживает нагрузки от кондиционеров, а высокая влажность в сочетании с высокой температурой уносит множество жизней. Действительно ли усиливающиеся с каждым годом волны жары могут сделать южные страны непригодными для проживания, а их жителей превратить в беженцев? О том, действительно ли мрачная фантастика на наших глазах становится реальностью, рассказывает климатолог Александр Чернокульский.
«Знаете, что означает 60 градусов Цельсия? Дороги и другая инфраструктура начинают буквально плавиться. Я видел, как дороги плавились в Раджахстане при 50 градусах. Нам приходится быть очень осторожными и проверять дорогу (прежде чем ехать)», — говорит один из метеорологов, слова которого цитирует The Hindustan Times.
Поверхность обычно нагревается гораздо сильнее, чем воздух, чью температуру измеряют метеостанции и градусники за окном, но и эти значения на Индостане били рекорды. В Индии в некоторых регионах были побиты абсолютные рекорды температуры для апреля, например, в одном из городов штата Уттар Прадеш термометры добрались до 47,4 градуса Цельсия, в штате Мадхья Прадеш — до 45,9 градуса. В Пакистане дневная температура оказалась на пять градусов выше нормы — то есть значений для этих дат, усредненных за 30 лет.
Жителям России это отклонение в пять градусов может показаться не таким уж большим. Для умеренных и полярных широт это обычная история: температура здесь регулярно может то подниматься на пять и больше градусов выше нормы, то опускаться на пять градусов ниже нормы.
Росгидромет, например, аномальной жаркой погодой считает период продолжительностью более пяти дней и с превышением средних значений на семь градусов. Но в тропических широтах температура, в целом, куда менее изменчива ото дня ко дню, и такое мощное отклонение от исторической нормы — это очень существенно.
Такое большое отклонение нетипично, но в последнее время, с учетом того, что глобальная температура растет, оно постепенно превращается новую «норму».
Это становится «нормально» в том смысле, что климатическая система вполне предсказуемо реагирует учащающимися периодами жары на антропогенную нагрузку, то есть на рост концентрации парниковых газов. Иначе говоря, сейчас мы находимся в переходной стадии — от эпохи, когда такого рода волны жары были крайне необычным событием, к эпохе, когда это превращается в рутину.