Праздник от нас уходит. Вспоминаем историю Coca-Cola, свернувшую бизнес в России
16 июня дистрибьютор Coca-Cola в России — Coca-Cola HBC — после трех месяцев заморозки бизнеса объявил об уходе с российского рынка. Компания распродает складские остатки и больше не будет производить и продавать товары под своими брендами на территории страны. Inc. решил вспомнить, как начиналась история Coca-Cola в России и почему американская газировка стала символом свободы и прогресса.
Тайна обезьяны в наушниках
Уход Coca-Cola с российского рынка на фоне «спецоперации» в Украине как таковой не вызвал удивления: с конца февраля так поступили сотни иностранных брендов, сама Coca-Cola еще 9 марта объявила о приостановке бизнеса в России, а спустя три с лишним месяца окончательно решила его свернуть. Но дальше началось странное.
В тот же день, когда было опубликовано заявление компании об уходе из России, но несколькими часами раньше зампред правительства Подмосковья Георгий Филимонов рассказал «Российской газете», что компания из Видного Megapack начала выпуск газировки под брендом Funky Monkey на замену Coca-Cola. По его словам, отечественная вода будет «со всем знакомым вкусом Fanta и Coca-Cola», а ее цена — на 10-15% ниже продукции зарубежной компании. В магазинах региона, по словам чиновника, она появится на следующей неделе.
По данным издания «Фонтанка», напитки под брендами Funky Monkey и Orange вообще презентовала сама Coca-Cola на закрытой встрече — об этом изданию, по его данным, рассказали участники презентации. «Фонтанка» даже опубликовала слайд из якобы этой презентации, где в качестве бренда Funky Monkey была показана обезьяна в кепке и наушниках. RT тоже писал о Coca-Cola как о поставщике Funky Monkey, но окончательно запутал читателей, сославшись на Филимонова, который такого не говорил.
Бренды Funky Monkey и Laimon Fresh действительно существуют, но никакого отношения к Coca-Cola не имеют, объяснял The Bell — это один из многочисленных аналогов “колы” и “фанты”, принадлежащий российской компании «Юнайтед боттлинг груп» (ЮБГ).
ЮБГ прежде всего известна как крупнейший в России производитель баночных слабоалкогольных коктейлей, в том числе — знаменитого алкоэнергетика «Ягуар» (продажа этого класса напитков была запрещена в Москве в 2015 году, а во всей России в 2018-м).
Лимонад под брендом Laimon Fresh продается на рынке с 2010 года и производится на заводе ЮБГ в Твери. Бренда Funky Monkey на рынке до сих пор не было — но он тоже принадлежит акционерам ЮБГ: по данным Роспатента, товарный знак «Фанки Манки» был зарегистрирован в 2020 году швейцарской компанией «ГРИНМИ СА», которую Forbes в 2014 году называл владельцем ЮБГ.
Завод в Видном, о котором говорил подмосковный вице-губернатор, принадлежит компании «Мегапак» — некогда второму игроку на российском рынке слабоалкогольных коктейлей. На сайте «Мегапака» указано, что он производит коктейли не только под собственными брендами (например, Hooch), но и разливает другие бренды по контракту.
Лимонад под брендом Laimon Fresh продается на рынке с 2010 года и производится на заводе ЮБГ в Твери. Бренда Funky Monkey на рынке до сих пор не было, но он тоже принадлежит акционерам ЮБГ: по данным Роспатента, товарный знак «Фанки Манки» был зарегистрирован в 2020 году швейцарской компанией «ГРИНМИ СА», которую Forbes в 2014 году называл владельцем ЮБГ, обнаружил The Bell.